Если вы возвращали качественной товар, купленный в интернет-магазине, на возврат денег дается 10 дней со дня возврата товара (статья 26.1 Закона о защите прав потребителей). В этом случае продавец вправе уменьшить размер возврата на стоимость «обратной» доставки товара.
Если причиной отказа от товара был брак, денежные средства должны вернуть в течение десяти дней со дня возврата товара (статья 22 Закона о защите прав потребителей). Срок единый как для покупок в розничных, так и в интернет-магазинах.
В любом случае считаются календарные, а не рабочие дни. Точкой отсчета (первым днем) является день, следующий за днем возврата товара продавцу.
Если вы возвращали товар не напрямую в магазин, а воспользовались, к примеру, почтой, то день получения адресатом вашего отправления считается днем передачи товара продавцу –
отслеживаем его через трек-номер, полученный при отправке (все документы с почты сохраняем!).
Неустойка: когда и в каком размере её можно взыскать? За нарушение срока возврата средств
за некачественный товар, можно требовать выплаты неустойки – 1% от стоимости товара за каждый день просрочки (статья 23 Закона о защите прав потребителей). Много это или мало? Давайте рассчитаем на таком примере: цена товара 10 000 руб., просрочка в возврате этой суммы - 20 дней.
Считаем: 10000 руб. х 1% х 20 дней = 2000 руб.
Размер неустойки составляет 2000 руб.
Но есть и «плохая» новость. Если продавец затянул со сроком возврата денег
за качественным товар, который не подошел вам по какой-то причине, то законом о защите прав потребителей ответственность за такое нарушение не предусмотрена. В этом случае, можно требовать выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ, который рассчитываются по ключевой ставке Центрального Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Для расчета можно воспользоваться любым онлайн калькулятором (ищите через поисковик). В нашем примере (см. выше) сумма процентов составит всего 114,75 руб. Магазины этим пробелом в законодательстве "удачно" пользуются и затягивают с возвратом денег, но наказать их можно - читайте об этом далее.
Как взыскать неустойку? Пишем претензию, включаем в нее расчет неустойки, прикладываем доказательства просрочки (когда вернули товар, когда вернулись деньги), банковские реквизиты для перечисления денег. Один экземпляр вручаем, получаем отметку о вручении (или отправляем на юридический адрес продавца, сохраняем документы с почты). Срок для выплаты неустойки закон не устанавливает. Поэтому ждем, допустим, месяц и идем с иском в суд. Если взыскиваем менее 100 000 рублей, иск подаем мировому судье.
Для тех, кому нужен дополнительный стимул при обращении в суд, рассказываю:
- Если мы взыскиваем неустойку в размере 1% (по статье 23), то её размер законом не ограничен. С учетом времени рассмотрения дела мировым судьей (как минимум 2-3 месяца), размер неустойки может превысить стоимость товара.
- Помимо неустойки требуем взыскать моральный вред (размер небольшой) и штраф - 50 % от всей взысканной судом суммы. Штраф можно требовать, если добровольно продавец неустойку не выплатил, а вы предоставили суду доказательства того, что просили об этом (в претензии).
Сколько это будет в рублях? Давайте посчитаем на примере.
Исходные данные: цена товара - 10000 руб., просрочка - 120 дней.
Размер неустойки: 10000 руб. х 1% х 120 дней =
12000 руб.
Моральный вред:
1000 руб. (размер определяется судом, эта сумма приведена для примера).
Штраф: 12000 (неустойка) + 1000 (моральный вред) = 13000 х 50% =
7500 руб.
Потребитель может получить на основании решения суда: 12000 + 1000 + 7500 =
20500 руб.Неплохая сумма?
Предостережение:
В любом судебном разбирательстве есть много нюансов, не зная которые можно проиграть любой суд. Если у вас есть сомнения в собственных силах, рекомендуем проконсультироваться с юристом и, возможно, доверить ему написание иска. Так ваши шансы на успех многократно возрастают.
Как и за что можно еще наказать продавца?Магазин своими правилами установил иные сроки возврата? Жалуйтесь в Роспотребнадзор.
В своем обращении опишите ситуацию, приложите распечатку с сайта и/или дайте ссылку на соответствующую страницу сайта. За нарушение прав потребителя магазин может быть оштрафован.