Некачественный товар: когда таким  считается и к кому обращаться потребителю

30-03-2024
Использовано изображение от storyset на Freepik

В статье вы узнаете:

Какой товар считается некачественным?

Товар ненадлежащего качества – это товар, который не способен обеспечить выполнение своих функций или не соответствует заявленным характеристикам, не соответствует установленным стандартам и требованиям, которые предъявляются к нему потребителями или законом.

Также товар может быть признан ненадлежащим качеством, если он имеет дефекты, которые могут повлиять на его безопасность или использование.

Оценка качества товара происходит путем сопоставления его с установленными стандартами и критериями, включая обязательные требования и условия договора. В случае несоответствия товара этим критериям, его качество признается неприемлемым, а сам товар - некачественный.

Полное определение товара ненадлежащего качества содержится в Законе:
Закон "О защите прав потребителей", преамбула
Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Товар ненадлежащего качества, некачественный товар, товар с недостатками – это совершенно идентичные понятия.

Таким образом, товар считается некачественным не только в случае поломки или наличия явных дефектов, но и при наличии других недостатков:
  • Купленный товар имеет дефекты, которые не были заявлены продавцом при продаже.
  • Товар имеет неправильные характеристики, отличные от описания или образца, предоставленного продавцом.
  • Товар не соответствует стандартам качества, установленным для данного типа товаров.
  •  Товар не работает или исполняет свои функции некорректно из-за скрытых дефектов.
  • Товар поставляется с неполной комплектацией или отсутствующими деталями.
  • Товар не соответствует ожиданиям покупателя, основанным на заявлениях продавца или рекламных материалах.
  • Товар имеет иные характеристики, чем было согласовано в договоре купли-продажи.
  • Товар имеет иные условия использования, чем было заявлено продавцом или указано в договоре.
  • Товар имеет недостаточное качество материалов или изготовления, что приводит к быстрому износу или поломке.
  • Товар не соответствует стандартам безопасности или потенциально опасен для использования, несмотря на отсутствие предупреждений от продавца.

Какие права есть у потребителя при обнаружении в товаре недостатков?  

Если вы столкнулись с таким товаром, воспользуйтесь правами, которые установлены Законом о защите прав потребителей:
Закон "О защите прав потребителей", статья 18
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Какое из этих требований выбрать решает именно потребитель.

К кому обращаться для возврата денег за некачественной товар?

Для возврата денег за некачественный товар можно обращаться к продавцу, изготовителю или импортеру. К кому конкретно - решает именно потребитель.

Допустим, вы решили вернуть товар продавцу. Он обязан принять у вас такой товар и, если ему это необходимо, провести проверку качества и экспертизу за свой счет. При проведении этих мероприятий вы праве присутствовать.

К кому обращаться для замены некачественного товара?

К продавцу: можно требовать замены на такой же или иной товар с соответствующим перерасчетом стоимости.

К изготовителю или импортеру: для замены на товар этой же марки. 

К кому обращаться для ремонта некачественного товара?

Сдать товар в ремонт можно обратившись к продавцук изготовителю, импортеру или в уполномоченную организацию, и потребовав безвозмездного устранения недостатков.

В какой срок можно предъявлять требования по некачественному товару?

В течение гарантийного срока.
Исключение: Технически сложные товары можно вернуть или обменять в течение 15 дней после покупки. После – только при определенных условиях в период установленной гарантии.

Если гарантия менее двух лет или не была установлена, то предъявлять претензии тоже можно, но не позже двух лет со дня покупки.
В этом случае потребителю нужно будет доказать, что товар неисправен из-за наличия в нем производственного брака. Для получения такого доказательства нужно обратиться в экспертную организацию и получить соответствующее заключение. Деньги, оплаченные за услуги эксперта, продавец (изготовитель, импортер) обязан будет вернуть.
Эта статья заслуживает того, чтобы её прочитали все!
Пожалуйста, поделитесь ей в своих социальных сетях.