Заставляют выкупать интернет-заказ, грозят взыскать 25 тысяч штрафа - правомерно ли это?

13-01-2025  || ГРАМОТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ
ИРИНА СОКОЛОВА
Разберемся в правилах возврата интернет-заказов; поймем, обязан ли покупатель получать свой заказ; узнаем, что нужно делать при подобных угрозах и на что по закону может претендовать магазин при отказе покупателя от заказа.
Недавно читательница рассказала историю одного заказа в интернет-магазине. Товар стоил 3000 руб. с оплатой при получении на почте. Пока ждала поняла, что товар не нужен. На сайте не нашла «кнопку» отказаться и решила не забирать заказ. Ей позвонили с напоминанием о получении заказа, она вежливо отказалась.

И понеслось …. Её начали атаковать звонками и сообщениями с оскорблениями и угрозами подать иск и взыскать с неё убытки в сумме 25 тысяч, если заказ она не выкупит свой заказ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Какой закон поможет защититься

Если купили товар для себя лично, для домашних целей, то в помощь закон "О защите прав потребителей" и "Правила продажи товаров при дистанционном способе ...". Оба документа позволяют отказаться от интернет-заказа. Об условиях расскажу далее.

Можно ли отказаться от интернет-заказа

Можно отказаться от заказа как до момента получения, как и в момент получения. Вот вы получаете заказ в пункте выдачи - посмотрели и поняли, что не подходит. Возвращайте без объяснения причин. А после получения заказа у вас есть 7 дней на "подумать". Если решите отказаться - объяснение причины возврата тоже не потребуется.

Это право распространяется на случаи, когда информация о порядке и сроках возврата размещена или на сайте или передана покупателю вместе с заказом. В противном случае, срок увеличивается до 3 месяцев.
а что говорит закон?
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Закон "О защите прав потребителей", статья 26.1
Отдельно разберу ситуацию и расскажу как действовать, если ждете заказ с оплатой наложенным платежом (читайте ниже).

Нужно ли платить за возврат интернет-заказа

Для начала - о возврате качественного товара.

Если заказ уже оплачен (а это бывает в 90% случаев), дополнительно платить за возврат не нужно. Продавец, после возврата заказа и его проверки, обязан вернуть оплаченные вами деньги за вычетом суммы расходов на «обратную» доставку.

К примеру, вы заплатили за заказ 3000 руб., получили, отказались и отправили товар продавцу. «Обратная» доставка стоила 100 руб. Продавец обязан вернуть 2900 руб.

Если же вы получили заказ и обнаружили в нем товар с дефектами (а проверять это советую сразу при получении), то за возврат товара платит уже продавец. Вы такую пересылку не оплачивайте. Это правило относится и к проблемному товару, в котором обнаружены недостатки производственного характера. Его можно вернуть продавцу в течение срока гарантии.

Приличные магазины на сайтах указывают стоимость доставки, подробно описывают, как и куда отправить товар.

Если такой информации нет или условия «обратной» доставки не устраивают (к примеру, я встречала стоимость возврата продавцу в 800 руб.), подумайте, а нужно ли делать заказ, какими бы привлекательными не казались условия покупки.

Как действовать, если товар заказан с оплатой наложенным платежом

Для тех, кто не в курсе. Наложенный платеж - это оплата заказа на почте после получения.
Правила те же – посылку можно не получать, т.е. отказаться до получения, или получить и вернуть в срок не позднее 7 дней (целиком или частично).

К примеру, заказали пять товаров у одного продавца. Два из них решили вернуть - на почте отправляете посылку с этими двумя товарами продавцу за свой счет. В этом случае продавец обязан вернуть стоимость двух возвращенных товаров в полном размере.
Товары с такой формой получения и оплаты советую заказывать только в проверенных магазинах.

Часто эту схему используют мошенники. Ведь на почте сначала посылка оплачивается и только потом вскрывается. Много случаев, когда вместо обещанного товара в ней оказывались старые книги, заношенная одежда и т.п. Даже если такую посылку отправить обратно (но, покажите мне человека, который бы согласился за это дополнительно заплатить), деньги уже не вернуть - вы имеете дело с мошенниками. Какой выход из этой ситуации? На почте составить акт и с ним отправляться в полицию. Если есть желание, время и упорство. Будет ли толк? Скорее всего - нет (при всем моем уважении 🤔 к людям в погонах).

К слову, уже неоднократно встречала в комментариях рассказы о том, что сами работники почты не рекомендуют получать подобные посылки. Иногда со словами: - На посылке написано: Возврату не подлежит!

Задумайтесь! Присылают товар, который якобы стоит денег, а обратно получать его не собираются. Думаю, комментировать здесь нечего.

Через какое время обязаны вернуть деньги

Не позднее 10 дней с момента получения вашего требования и возвращенного товара.

Условия возврата

Товар возвращаем в таком же виде, в котором получили – на языке закона это называется сохранение товарного вида и потребительских свойств товара. Ярлыки, бирки, стикеры и т.п. должны быть на месте, следы использования (носки) - отсутствуют. Не получиться вернуть, к примеру, туфли, в которых пару раз прошлись по улице и поняли, что не подходят. Следы использования будут явными, и продавец вправе не возвращать деньги.

Прикладываем копию документа о покупке. Это не только кассовый чек (возврат возможен и без него). Подойдет товарная накладная, выписка из банка, что-то еще, что поможет идентифицировать заказ.

Какой день считается последним для возврата

Покажу на примере. Получили товар 1 ноября. Семь дней закон разрешает подумать. Подсчет дней начинаем со 2 ноября, т.е. со дня, следующего за днем получения товара.

Отсчитываем 7 дней: 8 ноября – это последний (седьмой) день для возврата заказа.

Что делать, если вам угрожают

Вы уже наверняка поняли, что требования о оплате мифических убытков, которые вместе с оскорблениями выплескиваются на вас после отказа от выкупа интернет-заказа, НЕЗАКОННЫ.

Это не более чем желание мошенников заполучить ваши денежные знаки путем запугивания – ведь одно только слово «суд» многих вводит в состояние стресса.

Поэтому совет один - не реагировать на угрозы, забанить номера, с которых идут звонки (кинуть в «черный» список).

Выводы

Возврат интернет заказа или отказ от его получения - законное право покупателя, которое нельзя нарушать.

Интернет-магазины иногда некорректно информируют клиентов о правилах возврата. В этом случае важно знать свои права и не позволять магазинам игнорировать закон, даже если вас пытаются запугать, грозят штрафами. Такие угрозы чаще всего остаются лишь на словах, а статья 16 Закона о защите прав потребителей не позволяет вводить штрафы или ограничения, которые ущемлять права потребителей.

Подать иск в суд (главная грозная «пугАлка») продавцы и вовсе не смогут – если, конечно, вы собственноручно не передали продавцу данные вашего паспорта и адрес регистрации (а без них суд не примет заявление).

И еще. Суды не присуждают судебные расходы в размере 25 000 рублей по иску о взыскании 200 или даже 500 рублей за доставку - Верховный Суд не раз подчеркивал, что размер таких расходов должен быть адекватным.
____________________________

Сталкивались с агрессией продавца при отказе от интернет-заказа? Расскажите свою историю в комментариях, поделитесь полезным опытом с другими читателями.



Обсудить эту статью, написать комментарий можно на Дзен канале автора "Права потребителя с Ириной Соколовой". На канале автор рассказывает покупателям и продавцам о правилах и правах потребителя и о том, как их соблюдать и отстаивать.

Распространите полезную информацию о защите прав потребителей, поделившись этой статьей!