Решения судов по делам в сфере защиты прав потребителей

Продажа товаров без маркировки: Роспотребнадзор в суде доказал, что такая деятельность предпринимателя незаконна

защита неопределенного круга потребителей
УИД 16RS0049-01-2024-002992-88 2.211
Дело № 2-2407/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации

24 апреля 2024 года город Казань

Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ягудиной Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Шарафутдиновой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ... к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ... в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... ... (Татарстан) в Бугульминском, ФИО2, ФИО2, ФИО3 ... ...х (далее Управление Роспотребнадзора по ... ...) в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров.

В обоснование иска указано, что в отношении ИП ФИО1 на основании статьи 74 Федерального закона РФ от --.--.---- г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" территориальным отделом в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru ("Честный знак") было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами легкой промышленности средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N1956 от --.--.---- г. (далее Правила N1956).

В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были выявлены неоднократные отклонения «Товары с незарегистрированными кодами» на июль 2023 года при реализации ИП ФИО1 товаров легкой промышленности, всего зафиксировано 5 отклонений.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от --.--.---- г. N32/99/н.

В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по ... ... ИП ФИО5 --.--.---- г. выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Фактически в действиях ИП ФИО1 в государственной системе мониторинга товаров ГИС МТ) "Честный знак" систематически выявлялись отклонения. За июль 2023 г. зафиксировано 5 отклонений.

Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на продажу товара без кода идентификации, что свидетельствует о нарушении Правил №--, Правил №--, выразившимся в реализации немаркированного товара, что является нарушением действующего законодательства.

На основании изложенного, истец просит признать действия ИП ФИО1, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров "Честный знак", а именно действия по реализации товаров с незарегистрированным кодом идентификации в отношении неопределенного круга потребителей; возложить на ИП ФИО1 обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров "Честный знак", а именно: не допускать реализацию товара с незарегистрированным кодом идентификации; возложить на ИП ФИО1 обязанность довести до сведения потребителей решение суда в 10- дневной срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по ... ... в судебное не явился, в суд представил заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала.

Суд, изучив материалы дела, выслушав ответчика, приходит к следующему.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно статье 46 Закона Российской Федерации от --.--.---- г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон о защите прав потребителей) орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей "потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".

Честный знак - национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж). Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Согласно пунктам 5, 16 статьи 20.1 Федерального закона от --.--.---- г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из пункта 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. N 515 (далее Правила N 515) участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

По пункту 26 Правил N 515 участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе. Исходя из пункта 2 Правил N 515 вывод товара из оборота - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара; "код идентификации" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.

Согласно пункту 10 Правил N 515, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

Судом установлено, что ИП ФИО1 является действующим индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В отношении ИП ФИО1 на основании статьи 74 Федерального закона РФ от --.--.---- г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ... ... в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru "Честный знак" было проведено мероприятие-наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами легкой промышленности средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N1956 от --.--.---- г. (далее Правила N1956).

В ходе наблюдения за соблюдением обязательных работ требований были выявлены 5 отклонений: «Товары с незарегистрированными кодами» при реализации ИП ФИО1 продукции по адресу: ... ..., за период с --.--.---- г. по --.--.---- г..

Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от --.--.---- г. №-- --.--.---- г. ИП ФИО1 было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований за №-- в котором предложено обеспечить маркировку товара кодом идентификации, зарегистрированным в информационной системе мониторинга товаров. Однако ИП ФИО1 выявленные нарушения обязательных требований не устранила.

Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на продажу товара без кода идентификации, что свидетельствует о нарушении Правил №--, Правил №--, выразившимся в реализации немаркированного товара, что является нарушением действующего законодательства.

В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ "Честный знак".

Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.

Установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров "Честный знак", а именно действия по реализации товаров с незарегистрированным кодом идентификации в отношении неопределенного круга потребителей являются противоправными.

Поскольку действия ответчика по несоблюдению обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, признаны противоправными, суд, разрешая вопрос о прекращении соответствующих действий, исходит из того, что отсутствие маркировки на каждом из товаров существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, создает угрозу для здоровья неопределенного круга потребителей в связи с чем, требования истца по выводу прекращения нарушения обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров "Честный знак", а именно не допускать реализацию товаров с незарегистрированным кодом идентификации, также подлежат удовлетворению.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 12, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ... к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров, удовлетворить. Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН 165704486980), выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров "Честный знак", а именно действия по реализации товаров с незарегистрированным кодом идентификации в отношении неопределенного круга потребителей.

Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН 165704486980) обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров "Честный знак", а именно не допускать реализацию товаров с незарегистрированным кодом идентификации.

Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН №--) в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН №--) в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 300 рублей.

Текст Решения на сайте Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан

Вернуться в раздел СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ * Перейти на ГЛАВНУЮ