Новые правила игры: изменения в работе финансовых организаций в 2024

04-07-2024  || АКТУАЛЬНО
ИРИНА СОКОЛОВА
Что изменилось: порядок рассмотрения жалоб, очередность платежей по кредиту, запрет взимания комиссии, блокировка платежей

Сократили срок рассмотрения жалоб

С 1 июля 2024 года финансовые организации (банки, страховые, микрофинансовые, клиринговые организации, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных историй и др.), обязаны отвечать на обращение потребителя в течение 15 рабочих дней. Закон допускает продление этого срока на 10 рабочих дней.

Письменные обращения граждан такие организации обязаны принимать в офисе (как в головном, так и в филиалах), но и по почте, в том числе по электронной.

Если установленный законом срок на ответ нарушен, или же ответ финансовой организации гражданина не устроил, гражданин вправе обратиться непосредственно в Банк России, прикрепив копию обращения или полученного ответа. Банк России рассмотрит жалобу самостоятельно, не направляя в финансовую организацию.

Сроки на ответ те же сроки - 15 рабочих дней (плюс возможность продления еще на 10).

Изменили очередность погашения платежей по кредиту

Если заемщик вносит недостаточно средств для исполнения своих обязательств по договору потребительского кредита, то очередность погашения кредитного долга теперь будет такой:
1.    задолженность по процентам;
2.    задолженность по основному долгу;
3.    проценты, начисленные за текущий период платежей;
4.    сумма основного долга за текущий период платежей;
5.    неустойка (штраф, пеня);
6.    иные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации о потребительском кредите (займе) или договором потребительского кредита (займа).

Изменить эту очередность по своему усмотрению финансовая организация будет не вправе.

Применяться новые положения будут к договорам, заключенным с физическими лицами в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, после 1 июля 2024 года.
официальный документ
Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. N 607-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Разобрались со страховкой

Заемщик получил право самостоятельно страховать свою жизнь и здоровье в любой страховой компании, отказавшись от страховки, предложенной банком.

Банк же теперь обязан предоставить заемщику кредит на тех же условиях (сумма, срок возврата и процентная ставка), если бы он оформил страховку с его «помощью».

Но если же заемщик откажется от страховки, кредитор вправе принять решение об увеличении размера процентной ставки по выданному займу.

Применяться новые положения будут к договорам, заключенным с физическими лицами в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, после 1 июля 2024 года.
официальный документ
Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. N 607-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Отменили комиссию банка при оплате ЖКУ для льготных категорий граждан

Перечень категорий граждан, которые смогут воспользоваться этой льготой Распоряжением № 1059-p и включает многодетных родителей, пенсионеров, инвалидов, ветеранов боевых действий, а также членов семей погибших или умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

С 1 июля кредитным организациям, платежным и банковским платежным агентам (субагентам) запрещается брать комиссию за прием платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также за погашение пеней за несвоевременное или неполное внесение такой платы, от этих категорий граждан. Исключение сделано для отделений почтовой связи - на них запрет не распространяется.

Но как на деле это будет работать не знает даже Банк России, от чем говориться в его Письме от 11 июня 2024 г. № 03-45/5196.

Ввели обязанность банков блокировать переводы мошенникам

С 25 июля банки должны будут проверять все операции по переводу денег через систему "Антифрод".

Центробанк определился с перечнем признаков мошеннических операций. Банки должны приостанавливать переводы, если:
  • выявлена нетипичная для клиента операция (учитываются суммы переводов и их периодичность, время и место совершения операций);
  • операция осуществляется с устройства, которое ранее использовали злоумышленники и информация о котором есть в базе данных регулятора;
  • сведения о счете получателя есть в базе данных регулятора о мошеннических счетах;
  • через счет получателя совершались мошеннические операции, по оценкам антифрод-системы банка;
  • от сторонней организации поступила информация о мошеннических действиях (например, перед переводом денег оператор связи сообщил о нехарактерной для клиента телефонной активности или росте числа входящих сообщений с новых номеров);
  • возбуждено уголовное дело в отношении получателя средств.

При наличии какого-либо признака мошенничества, банк заблокирует перевод на 2 дня и сообщит причину блокировки клиенту.
Если же банк отправит деньги без надлежащей проверки на счет мошенников, то будет обязан вернуть всю сумму в течение 30 календарных дней после подачи клиентом соответствующего заявления в банк.

Но если, несмотря на предупреждение банка, клиент будет настаивать на операции, то обязанности по возврату денег у банка не возникнет.
официальный документ
Поделитесь этой информацией со своими подписчиками - возможно, эта тема для них будет очень актуальной!