Хаос в магазине: что общего у продавцов и лихачей?

24-12-2024  || АКТУАЛЬНО
ИРИНА СОКОЛОВА
Пренебрежение правилами дорожного движения ведет к хаосу на дороге. На примере правил дорожного движения показываю, как потребитель может стать движущей силой перемен и наказать нарушителей
Представьте себе дорогу без правил. Никто не останавливается на красный, каждый летит как хочет, и пешеходы бегут, спасая свои жизни. Абсурд? Да. Опасно? Безусловно.

А теперь подумайте: разве то же самое не происходит в мире покупок, где правила игры установлены законом, но многие их не знают или попросту игнорируют?

Раньше, до эпохи камер на дорогах, каждый второй водитель считал, что скорость — это его личное дело. Превысил лимит? Ну и что, инспектор не поймает.

Но вот появились камеры. Теперь штраф приходит по почте, и это моментально отрезвляет. Никто не хочет расставаться с деньгами просто так.

В каждый магазин камеры, фиксирующие нарушение потребительских прав не поставишь, а и не возможно это. Так что же нужно для того, что таких нарушений становилось меньше и меньше? И почему этот механизм до сих пор работает с пробуксовкой?

Продавец как водитель на дороге без камеры

Для многих продавцов нарушить ваши права — обычное дело. Иногда это просто лень, иногда принцип: «Клиент прав? Ну-ну, расскажите кому-нибудь другому». Вернуть деньги за некачественный товар? Нет, извините, у нас так не принято. Указать честную стоимость? А зачем, если можно «обсчитать невнимательного»?

Это как водитель, который выезжает на встречку, потому что знает: инспектора рядом нет, значит, можно. Пока продавец уверен, что останется безнаказанным, он продолжит нарушать ваши права. Ведь, если честно, для многих из них это вопрос бизнеса. «Как заработать, если не обмануть?» — думают они.

Потребитель как беспомощный пешеход

И что делает потребитель? Один не знает своих прав, другой боится, что защита затянется, третий не хочет выглядеть «сутяжником». Страшно, муторно, бессмысленно — именно так многие видят свои попытки что-то доказать.
Одна клиентка, у нее были проблемы с товаром стоимостью 10 тысяч, написала после консультации:
И это столько катавасии ради получения 22-25 тысяч? Жаль, что потребитель у нас не защищен!!!
Да защищен потребитель, защищен! Только защита начинает работать, если потребитель, как водитель, нажмет на педаль газа. Машина не поедет, даже если очень крепко держаться за руль, топать ногами и громко ругаться. Не поедет!

И в этом самая большая проблема: Безнаказанность – вот, что окрыляет предпринимателей!  Без сопротивления покупателей, без должного их отпора, привычка нарушать чужие права только укрепляется.

До суда доходят немногие потребители. Но именно они не только возвращают свои деньги, но и получают компенсации, которые впечатляют. И что же происходит дальше? «Пострадавший» предприниматель начинает кричать на каждом углу про потребителей экстремистов, обобравших его как липку. Как им работать, если такие «кривые» законы и неправильные суды?

А если бы он вовремя обратился к юристам, правильно отреагировал на жалобы покупателя? Это как человек, который нажал на тормоз и избежал аварии, потому что следовал правилам.

Господа, продавцы! Жмите вовремя на тормоз и сможете избежать и судебных разбирательств, и непомерных издержек. Поверьте, консультация у юриста стоит в разы меньше, чем вся эта судебная катавасия.

И ведь именно такие примеры должны становиться нормой, а не исключением.

А где «камеры» для потребителей?

Вспомните, как изменилась культура вождения с появлением камер. Теперь даже самые смелые нарушители дважды подумают, прежде чем ускориться. Потому что знают: штраф неминуем. Почему же в мире потребительских прав эта система до сих пор не работает?

Представьте, если бы каждый продавец понимал: за отказ вернуть деньги или обман клиенту он моментально получит штраф, а репутация пострадает. Разве это не приведет к порядку?

В идеале, соблюдение прав потребителей должно стать таким же обычным делом, как соблюдение правил дорожного движения. У нас же это больше похоже на поле боя, где за каждую победу приходится бороться.
Обсудить эту статью можно на Дзен канале автора "Права потребителя с Ириной Соколовой".
На канале автор рассказывает покупателям и продавцам о правилах и правах потребителя и о том, как их соблюдать и отстаивать.

Ибо они одинаковы для всех, не зависимо от того с какой стороны прилавка ты находишься.
Поделитесь этой информацией со своими подписчиками - возможно, эта тема для них будет очень актуальной!