Опоздал поезд? 19-08-2014
Поезда, как известно, иногда опаздывают. Но мало кто из пассажиров знает, что закон позволяет в этом случае получить неустойку или вернуть средства, оплаченные за билет. О том, как это делать изданию «Права потребителя» рассказала Наталия Старостина, руководитель правового управления Объединения потребителей России. Обещая перевезти пассажира из точки А в точку Б, железнодорожная компания (перевозчик) заключает с ним договор перевозки и обязуется доставить его вместе с багажом в пункт назначения в срок, определенный в расписании. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.
Если поезд прибыл в пункт назначения с опозданием, пассажир вправе потребовать выплаты ему штрафа (неустойки). А если пассажир из-за этого не успел, например, на самолет – выплаты еще и понесенных убытков. Размер неустойки установлен в статье 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»: за задержку отправления поезда (или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов стоимости проезда за каждый полный час задержки отправления или опоздания поезда (но не более чем в размере стоимости проезда). Но в Законе есть оговорка. Перевозчик не должен будет выплачивать неустойку и возмещать убытки, если докажет, что задержка отправления (или опоздание поезда) произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств. Как получить неустойкуВ случае задержки отправления (или опоздания поезда) необходимо обратиться к перевозчику с письменной претензией, к которой приложить проездные документы (билеты). Претензию следует вручить лично (например, администрации вокзала), получив отметку о принятии, или направить почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении). Желательно оставить у себя копию претензии и билетов. Все документы, подтверждающие отправку и вручение письма с претензией необходимо сохранить в качестве доказательства такого обращение. Помните, отсутствие у потребителя подтверждения направления в адрес перевозчика письменной претензии может считаться нарушением соблюдения досудебного порядка разрешения конфликтной ситуации, и при обращении в суд иск потребителю могут вернуть без рассмотрения. Претензии к перевозчикам в отношении выплаты неустойки и компенсации убытков могут быть предъявлены в течение сорока пяти дней со дня возникновения случая задержки отправления или опоздания поезда. Однако перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию и после окончания этого срока, если признает уважительной причину в задержке предъявления претензии. Полученную претензию перевозчик обязан рассмотреть и в письменной форме уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения в течение тридцати дней со дня получения претензии. Если перевозчик примет решение о частичном удовлетворении заявленных в ней требований или отклонит претензии заявителя, в уведомлении, направляемом заявителю, перевозчик должен будет указать основание принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью Устава железнодорожного транспорта. В таком случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю. Если перевозчик в добровольном порядке отказывается удовлетворить требования, заявленные в претензии (или потребитель не согласен с размером выплаченной неустойки и/или убытков), следует обращаться с исковым заявлением в суд. Возврат денег за билет на поезд дальнего следованияПассажир при возврате неиспользованного проездного документа (билета) имеет право получить в билетной кассе полную стоимость проезда (стоимость билета и стоимость плацкарты), сборы, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи, без взимания сбора за оформление возврата денег по неиспользованному проездному документу (билету), в следующих случаях: - при отмене поезда, указанного в проездном документе (билете); Возврат денег за билет на пригородные поездаПассажир имеет право получить в билетной кассе полную стоимость проезда на поезде пригородного сообщения с указанием мест при возврате до отправления поезда неиспользованного проездного документа (билета) в случае - отмены отправления поезда (или задержки отправления поезда) более чем на час. Обычно возврат стоимости неиспользованного пассажиром билета для разовой поездки на электричке (поезде пригородного сообщения без указания мест) не производится. Но если возник незапланированный перерыв в движении таких поездов более чем на час стоимость билета можно вернуть полностью, но только непосредственно на станции отправления и в те часы незапланированного перерыва. Во всех случаях возврата денег за несостоявшуюся поездку подлинники всех проездных документов (билетов) и квитанции разных сборов остаются у перевозчика и служат основанием для выплаты денег. Пассажиру выдается квитанция, на которой указываются реквизиты поездки и денежная сумма, причитающаяся к возврату. В соответствии с абзацем 24 статьи 83 Устава железнодорожного транспорта возврат денежных средств за неиспользованный проездной документ (билет), оформленный по безналичному расчету или с использованием платежной карты, производится на банковский счет юридического или физического лица, оплатившего проездной документ (билет). Где получить помощь "Горячая линия" Роспотребнадзора
8 800 100 00 04 "Горячая линия" Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту 8 499 623 36 04 КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Добавить в закладки |
Главная тема
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИЗ СЕНАТА – ЧТО НОВОГО?
Необходимо разрабатывать законодательные инициативы, которые усиливают административную и уголовную ответственность |