Посудопотребление

Верховный суд России направил людям в мантиях особые разъяснения, как защищать клиентов и покупателей от произвола продавцов.

rinok250.jpg

Фото: Злаказова Лилия

Избитая фраза "клиент всегда прав" обрела в новом документе высшей судебной инстанции особую силу. В своем специальном обзоре судебной практики, посвященном применению законов по защите прав потребителей, Верховный суд объяснил массу важных полезных вещей.

Например, поставщикам света и тепла в наши дома запрещено отключать электричество и горячую воду за долги коммунальщиков. Если жильцы платят исправно, они должны жить в человеческих условиях.

Покупатели квартир в строящихся домах могут рассчитывать на компенсацию морального вреда, когда строительство затянулось. А если новая машина сгорела из-за короткого замыкания в автомобиле, продавец должен вернуть деньги несчастному покупателю. Если же он будет тянуть с этим, то заплатит еще и штраф. И это далеко не все приятные сердцу покупателя разъяснения, которые содержатся в документе Верховного суда страны.

Для людей в мантиях обзор судебной практики должен быть ориентиром при рассмотрении подобных дел. Увы, в "РГ" часто приходят жалобы от граждан, мол, в суде им заявили, что та или иная газетная статья "чистый пиар", а в жизни, мол, все по-другому. Но это неправда. Позиция высшей судебной инстанции - дорого стоит. Она формируется уважаемыми и компетентными правоведами. Не учитывать ее при рассмотрении дел нельзя.

Безусловно, в каждом конкретном случае судья должен решать отдельно, взвешивая все "за" и "против" именно в данной житейской ситуации. Только при этом нельзя забывать про закон и справедливость. На чьей они стороне, и пояснил Верховный суд страны.

Взять, например, типичную, увы, ситуацию: жильцы исправно платили по коммунальным счетам, но деньги растворились на счетах коммунальщиков и так и не дошли до конкретных кочегарок или электростанций. Кто виноват? Явно не жильцы. Однако крайними в этом случае часто оставались именно жители. С коммунальщиков, мол, какой спрос? Тем не менее люди не должны сидеть без газа и света, терпеть лишения за свои же деньги.

Как пояснил Верховный суд России, закон не исключает возможности прекращения подачи газа и электричества в том случае, если потребителями являются юридические лица. Задолжал завод за энергию - его проблемы.

Но сирота, пенсионер, любой честный труженник вовсе не обязан страдать за чужие долги. Человек, его права и свободы по Конституции являются высшей ценностью. Напомнить это будет нелишним даже юристам. Как пояснил Верховный суд, согласно постановлению правительства, организация - поставщик тепла и света обязана обеспечить достойное тепло и бесперебойный свет гражданину, своевременно оплатившему счета.

Еще одна житейская история: человек купил машину, на которую автодилер для пущей красоты поставил новую магнитолу. Однако кто-то что-то подключил неправильно, и машина сгорела из-за короткого замыкания. Покупатель обратился к продавцу с претензией, но получил отказ. В таком случае работает принцип: скупой продавец платит дважды.

Человек вправе обратиться в суд и требовать еще и компенсацию морального вреда за то, что его требования не были сразу удовлетворены. Плюс суд еще должен оштрафовать нерадивого продавца. При этом продавец машины обязан не только вернуть стоимость авто, но и компенсировать убытки. Допустим, машина сгорела вместе с гаражом, значит, гараж надо восстанавливать тоже за счет автодилера, иное было бы несправедливо.

Другое пояснение предъявляет повышенные требования к качеству товара. В данном случае человек приобрел дорогую иномарку, якобы только что с завода. Однако выяснилось, что кузов машины был с дефектом. Как установила экспертиза "имело место ремонтное перекрашивание кузова принадлежащего истцу автомобиля".

Как обычно, продавцы попытались доказать, что ничего страшного, ездить можно и так. Однако прав в данном случае клиент, а не продавцы. Он хотел новую машину, а не битую и перекрашенную.

Доказывать же, что машина новая, а они не виноваты, должны в первую очередь продавцы.

"В споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец доказывает факт отсутствия в товаре недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине", - пояснил Верховный суд страны.

Истец в суде пояснил, что, по его мнению, проданный ему автомобиль подвергался ремонту, однако об этом обстоятельстве продавец ему не сообщил, в связи с чем было нарушено право клиента на получение достоверной информации о покупаемом товаре.

По закону, если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, информация об этом должна быть доведена до покупателя. А он пусть решает, брать или нет.

В данном случае в деле не было доказательств, что работы по перекрашиванию кузова автомобиля были произведены заводом-изготовителем в процессе изготовления автомобиля.

Кстати, незнание товара не освобождает продавцов от ответственности. Они могли сколько угодно думать, что машина целая и новая, но, если есть проблемы, надо отвечать. А ссылаться в суде на неосведомленость продавцу нельзя.

Хорошая новость и для туристов: если они не смогли по каким-то причинам поехать по путевке, уже оплаченной в туркомпании, агентство обязано вернуть им все до копейки. Поводом для разъяснения послужило обычное дело: люди забронировали турпоездку, все оплатили, но поехать не смогли. Сначала они сообщили туроператору о переносе срока путешествия, а затем о расторжении договора и возврате денег.

Деньги были возвращены не в полном размере и несвоевременно, что, как указал Верховный суд страны, является нарушением прав потребителей. Это очень важный пункт: часто многие туристические компании предпочитают удерживать у себя какой-то процент, мол, они же работали, отвлекались на человека.

Однако в данном случае никаких услуг клиенты не получили. Значит, деньги - назад.

Традиционно болевой вопрос и так называемое долевое строительство, когда покупаются недостроенные квартиры. Среди покупателей бытует мнение, что покупка "фундамента" это игра в русскую рулетку: с одной стороны - дешево, а с другой - может и не повезет. Тем не менее документ Верховного суда запрещает строителям затягивать сроки. Если покупатель получит жилье позже срока, указанного в договоре, он вправе рассчитывать на компенсацию, в том числе морального вреда.

Цифра

50 процентов от стоимости компенсации. Такой штраф должны заплатить продавцы, если не согласились добровольно возместить ущерб покупателю.

Досье «РГ»

В документе Верховного суда России прямо указано:

1. Действие законодательства о защите прав потребителей распространяется на договоры об оказании гражданам туристских услуг. Если клиенты отказались от турпоездки, агентство не может брать неустойку.

2. Ресурсоснабжающая организация (поставляющая электроэнергию, газ и т.п.) не может отключать от света и тепла граждан, своевременно оплативших счета. Даже если деньги где-то исчезли на счетах коммунальщиков, обычные жильцы не должны страдать.

3. Если продавец отказался добровольно возместить ущерб потребителю, то по суду он должен будет еще и заплатить немалый штраф.

4. Законодатель установил повышенную ответственность за нарушение обязательств стороной, осуществляющей предпринимательскую, в том числе строительную, деятельность. Поэтому если дом сдан позже установленного срока, покупатели квартир, заключившие договора на стадии строительства, вправе рассчитывать на компенсацию в том числе морального вреда.

5. По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, возникшего в сфере защиты прав потребителей, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

6. В споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец должен сам доказать факт отсутствия в товаре недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине. Если человек купил машину с перекрашенным кузовом, именно продавец должен доказать, что это не брак, и перекрашивали авто на заводе во время изготовления.

   

«Российская газета» , 7 февраля 2012 г.

Добавить в закладки
Главная тема
Бороться за качество
Алексей КорягинОбщественники хотят навести порядок на потребительском рынке.

Интервью Алексея Корягина, руководителя проекта «Знак качества», председателя Объединения потребителей России, главного редактора сетевого издания "Права потребителя"
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ
ПартнерыНАШИ ПАРТНЕРЫ
Объединение потребителей России Объединение потребителей в МосквеПроект "Знак качества"Объединение потребителей России в Контактезащита прав потребителей в Подмосковье
СРО "Московия"Народное большинство России Школа муниципального политика Профсоюз ЕВРАЗИЯАрбитражный третейский суд г.Москвы


Система Orphus