Жилищно-коммунальный склеп

Алексей Корягин, главный редактор интернет издания "Права потребителя" ,
председатель Объединения потребителей России


- Люди мы темные. Темные люди. Учить нас надо, дураков…
               из рассказа Михаила Булгакова «№13. – Дом Эльпит-Рабкоммуна»




В этом склепе, где все мы находимся, и большинство из нас закончат свои дни, много разных скелетов из жилищно-коммунального прошлого. Например, здесь где-то в мрачном углу лежит из периода еще «советской социалки» та самая «социалистическая коммунальная система», которой нужно сказать на полном серьезе спасибо за то, что на пути капиталистического строительства как-то смягчила для наших сограждан впечатления от, так называемой, реформы ЖКХ. Здесь же рядом и скелет реформы ЖКХ от «молодых реформаторов», задуманной в 1997 году. Та реформа должна была завершиться к 2003 году поголовной и стопроцентной оплатой жителями жилищно-коммунальных услуг и другими выгодами либерализации в сфере ЖКХ. Каннибальская реформа ЖКХ 1997 года не состоялась, а то правительство через год сгинуло.

gkx.jpgОбратите внимание, что сейчас представители любой власти крайне редко и осторожно используют сам термин – «реформа ЖКХ». Здесь две причины. Первая – выражение «реформа ЖКХ» уже давно вызывает у народа резкую «социальную аллергию», вторая – нового реального плана вылезти из коммунальной канавы просто не существует. Поэтому последнее время у политиков появился новый терминологический ход – они заговорили о «контроле тарифов ЖКХ». Контроль за тарифами стал ЕДИНСТВЕННОЙ панацеей в решении проблем жилищно-коммунальной сферы. При этом получается какой-то Салтыков-Щедрин – сама власть эти тарифы повышает и создает возможности для манипулирования ими, но при этом их ростом и возмущается. А еще совсем недавно таким отвлекающим маневром была тема прозрачности управляющих компаний, мол, все зло у жителей от них.

Сегодня уже никто не вспоминает и не формулирует очевидные цели реформирования системы ЖКХ в интересах людей, а именно: как главная цель - создание нового уровня жизни – через самоуправление жителями своей собственностью, повышение качества услуг и расчет по их фактическому потреблению, развитие в сфере управления домами конкуренции, модернизация коммунальной инфраструктуры, строительство нового доступного и комфортного жилья, ограничение ценового беспредела естественных монополий.

Бесполезно анализировать и обобщать лишний раз причины провала коммунальной политики в нашей стране – все очевидно и много об этом написано, но стоит сказать о том, что нас – жителей ждет в ближайшем будущем. А ничего хорошего нас не ждет, а скорее наоборот. С января будущего года всех посадят на коммунальный паек – социальные нормы потребления электроэнергии, газа, холодной и горячей воды, что фактически является как раз повышением тарифов. Также новым скрытым тарифом можно считать и взносы, которые собственники помещений в многоквартирных жилых домах будут выплачивать на капитальный ремонт дома согласно, вступившему в силу с 1 января этого года закону «О капительном ремонте многоквартирных домов». Здесь просто коррупционный Клондайк! Дело в том, что средства собственников дома, собранные на капитальный ремонт, будут «копиться» на счету специально созданной организации – регионального оператора или на собственном спецсчете дома. Что касается спецсчета – банковских процентов здесь практически не просматривается, плюс расходы на открытие и обслуживание самого счета, зарплата бухгалтера и так – сколько лет? Поэтом большинство собственников сочтут меньшим злом переводить деньги на счет регионального оператора. Ну, а дальше… непонятное продвижение по очереди на проведение капремонта, подготовка проектно-сметной документации, непонятные подрядчики, полное неведение кто и за что отвечает и т.д. Сегодня жители не могут контролировать средства, которые отчисляются, например, на общедомовые нужды – сплошной коммунальный лес, годовую отчетность управляющих компаний, - так что можно говорить о контроле ситуации с капремонтом, где обычно смета превышает реальную стоимость работ минимум в два раза? Здесь в доле будут все – региональный оператор, управляющая компания, компания-подрядчик, прилипнут обязательно еще и местные чиновники. Такой коммунальный сюжет – люди опять запрограммированы на то, что быть просто плательщиками, но не участниками, не говоря о хозяевах положения в жилищно-коммунальных отношениях.

Печальный факт – государство ушло от закрепления в приватизационных договорах своих же обязательств по выполнению капитального ремонта в домах, где гражданами приватизировались квартиры, часто выстраданные всей своей жизнью. Теперь с юридической точки зрения, государство имеет возможность отказаться от поддержки собственников, оказавшихся за последние двадцать и более лет перед угрозой жить в разрушающемся жилье. Но по нормам не социального дарвинизма, а общечеловеческого гуманизма и православной нравственности государство должно предпринять экстраординарные усилия для того, чтобы помочь своим согражданам иметь самое необходимое – достойное жилище.

Парадокс заключается в том, что деньги в государстве на капитальный ремонт домов в принципе найти можно. Деньги есть, они просто до народа не доходят, а разворовываются по дороге. Надо отметить, что большинство собственников протестуют не против повышения расходов на содержание своего жилья как такого, а против того, что их (согласно эпиграфу к статье) держат за дураков. Государство, как социальное (согласно нашей Конституции) по своей природе, должно взять на себя заботу в первую очередь по капитальному ремонту домов. Оптимальное решение этой задачи – государственная программа выделения федеральных и региональных субвенций местным бюджетам на компенсации собственникам жилья за проведение капитального ремонта своих многоквартирных домов. Конечно, нас зажимает еще и максимально допустимый уровень износа коммунальной инфраструктуры и сетей, что угрожает уже каждому человеку техногенной аварией и ремонт которых также ложится на бюджетные средства. Поразивших систему ЖКХ метастаз, как уже говорилось, много. Но поэтому и решение должно быть хирургическое, но врач один – государство, а мы – граждане, собственники, жильцы – все равно только ассистенты. Вывод прост – эксперимент по монетизации «коммуналки» оказался провальным, нужно разворачиваться на сто восемьдесят градусов – систему ЖКХ придется возвращать под полный контроль государства, а коммунальные предприятия в муниципальную собственность, которыми и будут управлять граждане, но на основе принципов настоящего практического самоуправления и социальной справедливости. Надо признать и исправлять ошибки. Тогда мы вылезем из этого склепа.

Перечитайте рассказ Михаила Булгакова…
Добавить в закладки
Главная тема
Бороться за качество
Алексей КорягинОбщественники хотят навести порядок на потребительском рынке.

Интервью Алексея Корягина, руководителя проекта «Знак качества», председателя Объединения потребителей России, главного редактора сетевого издания "Права потребителя"
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ
ПартнерыНАШИ ПАРТНЕРЫ
Объединение потребителей России Объединение потребителей в МосквеПроект "Знак качества"Объединение потребителей России в Контактезащита прав потребителей в Подмосковье
СРО "Московия"Народное большинство России Школа муниципального политика Профсоюз ЕВРАЗИЯАрбитражный третейский суд г.Москвы


Система Orphus