Жилищно-коммунальный склеп

Алексей Корягин, главный редактор интернет издания "Права потребителя" ,
председатель Объединения потребителей России


- Люди мы темные. Темные люди. Учить нас надо, дураков…
               из рассказа Михаила Булгакова «№13. – Дом Эльпит-Рабкоммуна»




В этом склепе, где все мы находимся, и большинство из нас закончат свои дни, много разных скелетов из жилищно-коммунального прошлого. Например, здесь где-то в мрачном углу лежит из периода еще «советской социалки» та самая «социалистическая коммунальная система», которой нужно сказать на полном серьезе спасибо за то, что на пути капиталистического строительства как-то смягчила для наших сограждан впечатления от, так называемой, реформы ЖКХ. Здесь же рядом и скелет реформы ЖКХ от «молодых реформаторов», задуманной в 1997 году. Та реформа должна была завершиться к 2003 году поголовной и стопроцентной оплатой жителями жилищно-коммунальных услуг и другими выгодами либерализации в сфере ЖКХ. Каннибальская реформа ЖКХ 1997 года не состоялась, а то правительство через год сгинуло.

gkx.jpgОбратите внимание, что сейчас представители любой власти крайне редко и осторожно используют сам термин – «реформа ЖКХ». Здесь две причины. Первая – выражение «реформа ЖКХ» уже давно вызывает у народа резкую «социальную аллергию», вторая – нового реального плана вылезти из коммунальной канавы просто не существует. Поэтому последнее время у политиков появился новый терминологический ход – они заговорили о «контроле тарифов ЖКХ». Контроль за тарифами стал ЕДИНСТВЕННОЙ панацеей в решении проблем жилищно-коммунальной сферы. При этом получается какой-то Салтыков-Щедрин – сама власть эти тарифы повышает и создает возможности для манипулирования ими, но при этом их ростом и возмущается. А еще совсем недавно таким отвлекающим маневром была тема прозрачности управляющих компаний, мол, все зло у жителей от них.

Сегодня уже никто не вспоминает и не формулирует очевидные цели реформирования системы ЖКХ в интересах людей, а именно: как главная цель - создание нового уровня жизни – через самоуправление жителями своей собственностью, повышение качества услуг и расчет по их фактическому потреблению, развитие в сфере управления домами конкуренции, модернизация коммунальной инфраструктуры, строительство нового доступного и комфортного жилья, ограничение ценового беспредела естественных монополий.

Бесполезно анализировать и обобщать лишний раз причины провала коммунальной политики в нашей стране – все очевидно и много об этом написано, но стоит сказать о том, что нас – жителей ждет в ближайшем будущем. А ничего хорошего нас не ждет, а скорее наоборот. С января будущего года всех посадят на коммунальный паек – социальные нормы потребления электроэнергии, газа, холодной и горячей воды, что фактически является как раз повышением тарифов. Также новым скрытым тарифом можно считать и взносы, которые собственники помещений в многоквартирных жилых домах будут выплачивать на капитальный ремонт дома согласно, вступившему в силу с 1 января этого года закону «О капительном ремонте многоквартирных домов». Здесь просто коррупционный Клондайк! Дело в том, что средства собственников дома, собранные на капитальный ремонт, будут «копиться» на счету специально созданной организации – регионального оператора или на собственном спецсчете дома. Что касается спецсчета – банковских процентов здесь практически не просматривается, плюс расходы на открытие и обслуживание самого счета, зарплата бухгалтера и так – сколько лет? Поэтом большинство собственников сочтут меньшим злом переводить деньги на счет регионального оператора. Ну, а дальше… непонятное продвижение по очереди на проведение капремонта, подготовка проектно-сметной документации, непонятные подрядчики, полное неведение кто и за что отвечает и т.д. Сегодня жители не могут контролировать средства, которые отчисляются, например, на общедомовые нужды – сплошной коммунальный лес, годовую отчетность управляющих компаний, - так что можно говорить о контроле ситуации с капремонтом, где обычно смета превышает реальную стоимость работ минимум в два раза? Здесь в доле будут все – региональный оператор, управляющая компания, компания-подрядчик, прилипнут обязательно еще и местные чиновники. Такой коммунальный сюжет – люди опять запрограммированы на то, что быть просто плательщиками, но не участниками, не говоря о хозяевах положения в жилищно-коммунальных отношениях.

Печальный факт – государство ушло от закрепления в приватизационных договорах своих же обязательств по выполнению капитального ремонта в домах, где гражданами приватизировались квартиры, часто выстраданные всей своей жизнью. Теперь с юридической точки зрения, государство имеет возможность отказаться от поддержки собственников, оказавшихся за последние двадцать и более лет перед угрозой жить в разрушающемся жилье. Но по нормам не социального дарвинизма, а общечеловеческого гуманизма и православной нравственности государство должно предпринять экстраординарные усилия для того, чтобы помочь своим согражданам иметь самое необходимое – достойное жилище.

Парадокс заключается в том, что деньги в государстве на капитальный ремонт домов в принципе найти можно. Деньги есть, они просто до народа не доходят, а разворовываются по дороге. Надо отметить, что большинство собственников протестуют не против повышения расходов на содержание своего жилья как такого, а против того, что их (согласно эпиграфу к статье) держат за дураков. Государство, как социальное (согласно нашей Конституции) по своей природе, должно взять на себя заботу в первую очередь по капитальному ремонту домов. Оптимальное решение этой задачи – государственная программа выделения федеральных и региональных субвенций местным бюджетам на компенсации собственникам жилья за проведение капитального ремонта своих многоквартирных домов. Конечно, нас зажимает еще и максимально допустимый уровень износа коммунальной инфраструктуры и сетей, что угрожает уже каждому человеку техногенной аварией и ремонт которых также ложится на бюджетные средства. Поразивших систему ЖКХ метастаз, как уже говорилось, много. Но поэтому и решение должно быть хирургическое, но врач один – государство, а мы – граждане, собственники, жильцы – все равно только ассистенты. Вывод прост – эксперимент по монетизации «коммуналки» оказался провальным, нужно разворачиваться на сто восемьдесят градусов – систему ЖКХ придется возвращать под полный контроль государства, а коммунальные предприятия в муниципальную собственность, которыми и будут управлять граждане, но на основе принципов настоящего практического самоуправления и социальной справедливости. Надо признать и исправлять ошибки. Тогда мы вылезем из этого склепа.

Перечитайте рассказ Михаила Булгакова…
Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus