Напомним о правах

©Соколова Ирина, руководитель аналитического управления
Объединения потребителей России

С сентября прошлого года в России действуют новые правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Несмотря на столь незначительный срок действия, правила уже неоднократно подвергались корректировке. Часть нововведений хорошо известна, а о каких-то до сих пор многие и не догадываются. Остановимся на главных …

 IMG_7960.jpg


А главными, по нашему мнению, являются такие нововведения:

Введена плата за общедомовые нужды

Изменены правила оплаты за отопление

Проверку правильности расчетов за жилищно-коммунальные услуги теперь обязаны производить незамедлительно

Данные о показаниях коллективных приборов учета не должны засекречиваться

Изменен порядок снятия показаний индивидуальных приборов учета

Сокращены сроки, по истечении которых должникам могут ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг

Потребитель наделен правом получения информации о деятельности управляющей компании

Управляющим компаниям предоставлено право самостоятельно устанавливать количество незарегистрированных граждан, временно проживающих в жилых помещениях

Изменен срок проведения проверок приборов учета

Введена возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг в рассрочку

Жителям многоквартирных домов предоставлено право на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией

Установлен порядок составления акта, подтверждающего факт вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потребителя

Жителям предоставлено право самостоятельно составлять акт, подтверждающий факт предоставления некачественных коммунальных услуг

А теперь о каждом из них расскажем подробнее.

Введена плата за общедомовые нужды

Граждане, проживающие в многоквартирных домах должны оплачивать коммунальные ресурсы, потребленные непосредственно в квартире, а также ресурсы, использованные на общедомовые нужды (электроэнергия, холодное и горячее водоснабжение).

Если дом оборудован общедомовым прибором учета, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды вычисляется как разница между показаниями прибора и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. Если общедомовой прибор учета не установлен, то этот объем определяется исходя из нормативов потребления на общедомовые нужды. Расчет производится пропорционально площади занимаемого помещения и в платежном документе выделяется отдельной строкой.

Следует отметить, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объема, рассчитанного исходя из норматива потребления на общедомовые нужды. Если такое превышение существует, то расходы по его оплате несут не граждане, а управляющая компания за счет собственных средств.

Если объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, не должна начисляться.

Если объем коммунального ресурса, определенный по показаниям общедомового прибора учета, окажется меньше чем его объем, потребленный потребителями во всех жилых и нежилых помещениях, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не начисляется. Более того, образовавшуюся разницу управляющая компания обязана распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждой квартиры, уменьшив приходящийся на квартиру объем коммунального ресурса, вплоть до нуля. В этом случае расчет платы потребителя за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, производится с использованием «уменьшенного» объема соответствующего коммунального ресурса.

Однако региональные власти вправе принять решение о том, что плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, отдельно выделять не будет, а, как и прежде, будет делиться поровну на всех жильцов многоквартирного дома.

Изменены правила оплаты за отопление

Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный действующей редакцией Правил предоставления коммунальных услуг, предписывает начислять плату за отопление только в отопительный период, не зависимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла. Однако региональным властям предоставлена возможность в отношении всех или отдельных муниципальных образований самостоятельно выбрать иной способ оплаты отопления - равномерно в течение года (за каждый календарный месяц).

Проверку правильности расчетов за жилищно-коммунальные услуги теперь обязаны производить незамедлительно

При обращении потребителя управляющая компания обязана непосредственно в момент такого обращения произвести проверку правильности исчисления размера платы за жилищно-коммунальные услуги, задолженности или переплаты, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней). По результатам такой проверки потребителю обязаны немедленно выдать документы, содержащие правильно начисленные платежи. По его просьбе выданные документы должны заверить подписью руководителя и печатью.

Данные о показаниях коллективных приборов учета не должны засекречиваться

Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета управляющая компания обязана ежемесячно (в период с 23-го по 25-е число) снимать показания такого прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета. Если потребитель захочет ознакомиться с этими показаниями, предоставить ему такую возможность обязаны в течение 1 рабочего дня.

Кроме того, в платежный документ, направляемый потребителю, в обязательном порядке должны включаться показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, и суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

Изменен порядок снятия показаний индивидуальных приборов учета

Ежемесячно сообщать показания приборов учета граждане теперь не обязаны. Если управляющая компания не получит сведения о показаниях приборов учета, то плата за коммунальную услугу будет определятся исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

Среднемесячный объем потребления определяется по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. Расчет начинается с месяца, за который показания прибора учета не были представлены, и заканчивается месяцем (включительно), за который потребитель представил показания прибора учета. Такой способ расчета может использоваться не более 3 месяцев подряд. Начиная с 4-го месяца непредоставления показаний приборов учета, плата за коммунальную услугу будет рассчитываться уже исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Потребитель наделен правом получения информации о деятельности управляющей компании

Подробные сведения, которые потребитель вправе требовать, приведены в Стандарте раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731.

Кроме того, существует перечень информации, которая должна быть размещена на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных в помещении управляющей компании в месте, доступном для всех потребителей:

1) сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также иных адресов сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель разместил информацию о свое деятельности, фамилия, имя и отчество руководителя;

2) адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;

3) размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;

4) информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;

5) порядок и форма оплаты коммунальных услуг;

6) показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации;

7) сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;

8) наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением прав потребителей коммунальных услуг – собственников помещений.


Сокращены сроки, по истечении которых должникам могут ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг

Ограничить или приостановить подачу коммунальных услуг могут как в случае неоплаты, так и при неполной оплате жилищно-коммунальных услуг.

Неполной оплатой считается наличие задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трех месячных размеров платы за коммунальную услугу, рассчитанных исходя из норматива потребления коммунальной услуги (независимо от наличия или отсутствия у потребителя прибора учета) и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса.

Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых коммунальных услуг, то задолженность рассчитывается по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

На погашение задолженности потребителю дается 30 дней (об этом, к слову, его обязаны предупредить письменно), после чего подача ему коммунальной услуги может быть сначала ограничена, а затем приостановлена (а если техническая возможность введения ограничения отсутствует, то приостановлена сразу). При этом запрещается ограничивать или прекращать подачу потребителю-должнику холодной воду и отопления.

Управляющим компаниям предоставлено право устанавливать количество незарегистрированных граждан, временно проживающих в жилых помещениях

Если жилое помещение не оборудовано приборами учета горячей, холодной воды или электроэнергии, и в нем, помимо постоянно зарегистрированных жильцов, есть временно проживающие, но незарегистрированные граждане, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги рассчитывается исходя из числа постоянно и временно проживающих граждан. Гражданин считается временно проживающим, если он фактически проживает в этом помещении более 5 дней подряд.

Если жилое помещение не оборудовано приборами учета, то на потребителя теперь возлагается обязанность информировать управляющую компанию об увеличении или уменьшении числа проживающих в нем граждан. Делать это потребитель должен в течение 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, а о временно проживающих гражданах - в течение 3 рабочих дней со дня их прибытия.

Однако если этого не произойдет, управляющая компания вправе самостоятельно установить количество граждан, которые реально проживают в жилом помещении, и составить соответствующий акт, который помимо представителя управляющей компании должен подписать и собственник квартиры, а в случае его отказа от подписания - не менее чем двумя жильцами и председателем совета многоквартирного дома (если в доме не создано ТСЖ).

В течение 3 дней акт необходимо направить в органы внутренних дел, которые обязаны составить протокол о правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведения о количестве временно проживающих граждан, фигурирующие в этом протоколе, будут являться основанием для расчета размера платы за потреблённые коммунальные ресурсы.

Изменен срок проведения проверок приборов учета

Проверки индивидуальных приборов учета коммунальных услуг должны проводиться не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

О дате и времени такой проверки потребителя обязаны известить заблаговременно. В ходе проверки снимают показания приборов учета, проверяют их состояние, факт их наличия или отсутствия, а также достоверность сведений об их показаниях, которые ранее были переданы потребителем.

К слову, если потребитель два и более раза не допустил проверяющих в занимаемое им помещение (в согласованные с ним дату и время!), то плата за коммунальную услугу будет определяться исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. Такой расчет будет производиться, начиная с даты, когда был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета до даты проведения проверки. Если потребитель в течение 3 месяцев не предоставит возможность проверить показания приборов учета, то начислять ему плату за коммунальные ресурсы будут уже исходя из нормативов их потребления.


Введена возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг в рассрочку

Если размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов размер платы, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года, то управляющая компания обязана предоставить потребителю возможность внесения платы за нее в рассрочку. Однако превышение не будет учитываться, если оно возникло из-за увеличения числа граждан, постоянно и временно проживающих в квартире.

Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка.

Сведения о предоставленной рассрочке включаются в платежный документ. Потребитель вправе внести плату на условиях предоставленной рассрочки или, отказавшись от нее, оплатить платежный документ единовременно. Если же потребитель воспользовался предоставленной рассрочкой, то в дальнейшем он вправе внести остаток платы досрочно в любое время в пределах предоставленного ему периода рассрочки, при этом согласие управляющей компании на досрочное внесение остатка платы не требуется.

Жителям многоквартирных домов предоставлено право на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией

Собственники помещений в многоквартирном доме, члены ТСЖ или ЖК (при наличии договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, ТСЖ или ЖК) вправе на своем общем собрании принять решение о том, что плата за коммунальные услуги будет вноситься ими непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, и определить дату перехода на такую оплату. Исполнитель не только не вправе препятствовать в этом жителям, но и обязан в течение 5 рабочих дней проинформировать эту организацию о принятом решении. После такого уведомления внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию будет рассматриваться как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом ответственность за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям будет, как и прежде, нести исполнитель коммунальных услуг.

Установлен порядок фиксации вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потребителя

В случае причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью или имуществу потребителя, представитель управляющей компании и потребитель должны составить и подписать акт, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.

Указанный акт должен быть составлен не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем, в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт помимо представителя управляющей компании должны подписать и два незаинтересованных лица. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.


Жителям предоставлено право самостоятельно составлять акт, подтверждающий факт предоставления некачественных коммунальных услуг

После получения сообщения о некачественных коммунальных услугах, управляющая компания обязана начать проверку этого факта в течение двух часов. После ее окончания представитель управляющей компании должен составить акт. В случае если в течение 2-х часов такая проверка не была проведена, жители вправе составить акт и без участия управляющей компании. Такой акт должны подписать не менее чем два жителя дома и председатель совета многоквартирного дома (а если в доме создано ТСЖ, то вместе с жильцами акт подписывает председатель ТСЖ).

Жители вправе составить акт проверки самостоятельно и в случае, если у них нет возможности уведомить управляющую компанию о факте нарушения качества услуг в связи с ненадлежащей работой круглосуточной аварийной службы.


И еще о важном ...

Необходимо отметить, что всё изложенное выше относится не только к упомянутым управляющим компаниям, но и к иным исполнителям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги собственникам жилья, в роли которых могут выступать:

- ресурсоснабжающие организации;

- товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, созданные в многоквартирных домах;

- организации (в том числе некоммерческие объединения), которые от своего имени, но в интересах собственников жилых домов (домовладений) заключают договоры о предоставлении коммунальных услуг с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

Добавить в закладки
Главная тема
Бороться за качество
Алексей КорягинОбщественники хотят навести порядок на потребительском рынке.

Интервью Алексея Корягина, руководителя проекта «Знак качества», председателя Объединения потребителей России, главного редактора сетевого издания "Права потребителя"
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ
ПартнерыНАШИ ПАРТНЕРЫ
Объединение потребителей России Объединение потребителей в МосквеПроект "Знак качества"Объединение потребителей России в Контактезащита прав потребителей в Подмосковье
СРО "Московия"Народное большинство России Школа муниципального политика Профсоюз ЕВРАЗИЯАрбитражный третейский суд г.Москвы


Система Orphus