Банк ответил за обман

Банк незаконно удержал с потребителя страховые расходы, за что и поплатился
Жительница Екатеринбурга сумела отсудить у крупного федерального банка не только незаконно взысканные за страхование кредита деньги, но и компенсацию морального ущерба, сообщает "Российская газета". Женщина почти год добивалась у банкиров справедливого перерасчета, а потерянное время и судебная нервотрепка, по словам Надежды, дорогого стоит. В итоге за лукавство с начислением кредита суд обязал банк выплатить потребителю 76851,15 рубля.

суд, судебное решениеЭта история завертелась летом прошлого года, когда Надежда оформила в банке кредит, не обратив внимания на один из пунктов договора. Вчитавшись в документ дома, она обнаружила: кредитная организация буквально обязала ее подключиться к собственной программе страхования и удержала на страховые расходы более 62 тысяч рублей. В такую кругленькую сумму банк оценил свои "хлопоты" за жизнь и здоровье клиента, не спросив на это даже разрешения. Надежда, работник серьезного финансового учреждения, не замедлила высказать банку свои претензии. Но понимания не нашла. И тогда ей пришлось обращаться в суд.

- Сейчас много говорят о том, как обманывают людей в небольших полулегальных кредитных организациях. Я обратилась в уважаемый банк, входящий в число лучших по стране, и была в шоке от того, что тут же наткнулась на обман. Да такой, на который не каждый клиент обратит внимание. За эти вещи необходимо наказывать, - объяснила корреспонденту "РГ" свою активную гражданскую позицию Надежда.

В своем гневе она не одинока. Уральские эксперты в области защиты прав потребителей отмечают резкое увеличение жалоб на банки, навязывающие незаконную услугу - включение клиентов без предупреждения в программы комплексного страхования. Только за последние шесть месяцев в Свердловской области в суды подано восемь исков о "тайных" страховках. И, что печально, попадаются на таких нарушениях исключительно крупные, уважаемые и, как говорится, "продвинутые" в области работы с клиентами банки.

- Полагаю, что они не боятся штрафов, и выгода, которую они имеют от таких схем, гораздо больше, чем возможное наказание, - считает юрисконсульт свердловского управления Роспотребнадзора Надежда Залыгина.

Схема примерно такая: банк на своих условиях заключает договор с одной из страховых компаний и обязывает клиентов участвовать в этой программе, быть "третьим" и фактически из своего кармана оплачивать соглашение, действующее между двумя юридическими лицами. В этом случае потребитель не является стороной договора о страховании, он как бы вынесен за скобки. Если происходит страховой случай, выплату получает банк. Причем отнюдь не всегда в договоре прописано, что ее получение влечет погашение кредита. Так клиент расплачивается за спокойствие банкиров. Деньги, которые с него берут, называют платой за подключение к действующей программе страхования.

Суммы могут быть весьма внушительными, но ничем не обоснованными. У Надежды Васиной перевалило за 60 тысяч. Другой заемщик крупнейшего федерального банка отдал за подключение к программе страхования 20 790 рублей, еще один возмущенный клиент - 14 863 рубля и 19 637 рублей. Во время разбирательств представители банка настаивали в Арбитражном суде, что клиенты заплатили за сбор, обработку и внесение сведений о себе в базу застрахованных лиц, а страховщикам якобы заплатил сам банк.

- Если учесть, что информация о клиенте уже собрана при заключении кредитного договора, то становится понятно, что цель банкиров, как и в случае с комиссиями, - получение дополнительной прибыли. При этом сумма, которую банк заплатит в страховую компанию, может не достигать и пяти процентов от размера платы за услугу по подключению к программе страхования, - поясняет руководитель екатеринбургской общественной организации по защите прав потребителей Дамир Садритдинов.

Правозащитники называют такие схемы "манипуляцией со словом "страхование". Ведь получателем страховки в случае внезапного несчастья тоже, как правило, назначается не бедный клиент, а исключительно кредитное учреждение. Юристы предполагают, что банк и страховая компания заключают между собой агентское соглашение, по которому кредитной организации за посредничество в заключении договора и "поставку" клиентов полагаются комиссионные, достигающие, по некоторым данным, от 30 до 50 процентов суммы страховой премии.

- Убедить человека в необходимости страховки особого труда не составляет, особенно когда клиент берет крупный кредит: все мы под Богом ходим. Но человеку должны дать возможность выбора, а не диктовать свои условия и тем более не обманывать, - говорит Надежда Залыгина. - Перед заключением договора вы вправе потребовать распечатку полной стоимости вашего кредита на условиях со страхованием и без него и только после этого принимать решение. Отсутствие страховки не повод для отказа в кредитовании. Если сотрудники банка настаивают, попросите показать документ, в котором такое условие прописано. Будьте уверены - такой бумаги в банке не существует.




Россйиская газета


Текст: Светлана Добрынина (Свердловская область)



Добавить в закладки
Главная тема
Бороться за качество
Алексей КорягинОбщественники хотят навести порядок на потребительском рынке.

Интервью Алексея Корягина, руководителя проекта «Знак качества», председателя Объединения потребителей России, главного редактора сетевого издания "Права потребителя"
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ
ПартнерыНАШИ ПАРТНЕРЫ
Объединение потребителей России Объединение потребителей в МосквеПроект "Знак качества"Объединение потребителей России в Контактезащита прав потребителей в Подмосковье
СРО "Московия"Народное большинство России Школа муниципального политика Профсоюз ЕВРАЗИЯАрбитражный третейский суд г.Москвы


Система Orphus