Банк ответил за обман

Банк незаконно удержал с потребителя страховые расходы, за что и поплатился
Жительница Екатеринбурга сумела отсудить у крупного федерального банка не только незаконно взысканные за страхование кредита деньги, но и компенсацию морального ущерба, сообщает "Российская газета". Женщина почти год добивалась у банкиров справедливого перерасчета, а потерянное время и судебная нервотрепка, по словам Надежды, дорогого стоит. В итоге за лукавство с начислением кредита суд обязал банк выплатить потребителю 76851,15 рубля.

суд, судебное решениеЭта история завертелась летом прошлого года, когда Надежда оформила в банке кредит, не обратив внимания на один из пунктов договора. Вчитавшись в документ дома, она обнаружила: кредитная организация буквально обязала ее подключиться к собственной программе страхования и удержала на страховые расходы более 62 тысяч рублей. В такую кругленькую сумму банк оценил свои "хлопоты" за жизнь и здоровье клиента, не спросив на это даже разрешения. Надежда, работник серьезного финансового учреждения, не замедлила высказать банку свои претензии. Но понимания не нашла. И тогда ей пришлось обращаться в суд.

- Сейчас много говорят о том, как обманывают людей в небольших полулегальных кредитных организациях. Я обратилась в уважаемый банк, входящий в число лучших по стране, и была в шоке от того, что тут же наткнулась на обман. Да такой, на который не каждый клиент обратит внимание. За эти вещи необходимо наказывать, - объяснила корреспонденту "РГ" свою активную гражданскую позицию Надежда.

В своем гневе она не одинока. Уральские эксперты в области защиты прав потребителей отмечают резкое увеличение жалоб на банки, навязывающие незаконную услугу - включение клиентов без предупреждения в программы комплексного страхования. Только за последние шесть месяцев в Свердловской области в суды подано восемь исков о "тайных" страховках. И, что печально, попадаются на таких нарушениях исключительно крупные, уважаемые и, как говорится, "продвинутые" в области работы с клиентами банки.

- Полагаю, что они не боятся штрафов, и выгода, которую они имеют от таких схем, гораздо больше, чем возможное наказание, - считает юрисконсульт свердловского управления Роспотребнадзора Надежда Залыгина.

Схема примерно такая: банк на своих условиях заключает договор с одной из страховых компаний и обязывает клиентов участвовать в этой программе, быть "третьим" и фактически из своего кармана оплачивать соглашение, действующее между двумя юридическими лицами. В этом случае потребитель не является стороной договора о страховании, он как бы вынесен за скобки. Если происходит страховой случай, выплату получает банк. Причем отнюдь не всегда в договоре прописано, что ее получение влечет погашение кредита. Так клиент расплачивается за спокойствие банкиров. Деньги, которые с него берут, называют платой за подключение к действующей программе страхования.

Суммы могут быть весьма внушительными, но ничем не обоснованными. У Надежды Васиной перевалило за 60 тысяч. Другой заемщик крупнейшего федерального банка отдал за подключение к программе страхования 20 790 рублей, еще один возмущенный клиент - 14 863 рубля и 19 637 рублей. Во время разбирательств представители банка настаивали в Арбитражном суде, что клиенты заплатили за сбор, обработку и внесение сведений о себе в базу застрахованных лиц, а страховщикам якобы заплатил сам банк.

- Если учесть, что информация о клиенте уже собрана при заключении кредитного договора, то становится понятно, что цель банкиров, как и в случае с комиссиями, - получение дополнительной прибыли. При этом сумма, которую банк заплатит в страховую компанию, может не достигать и пяти процентов от размера платы за услугу по подключению к программе страхования, - поясняет руководитель екатеринбургской общественной организации по защите прав потребителей Дамир Садритдинов.

Правозащитники называют такие схемы "манипуляцией со словом "страхование". Ведь получателем страховки в случае внезапного несчастья тоже, как правило, назначается не бедный клиент, а исключительно кредитное учреждение. Юристы предполагают, что банк и страховая компания заключают между собой агентское соглашение, по которому кредитной организации за посредничество в заключении договора и "поставку" клиентов полагаются комиссионные, достигающие, по некоторым данным, от 30 до 50 процентов суммы страховой премии.

- Убедить человека в необходимости страховки особого труда не составляет, особенно когда клиент берет крупный кредит: все мы под Богом ходим. Но человеку должны дать возможность выбора, а не диктовать свои условия и тем более не обманывать, - говорит Надежда Залыгина. - Перед заключением договора вы вправе потребовать распечатку полной стоимости вашего кредита на условиях со страхованием и без него и только после этого принимать решение. Отсутствие страховки не повод для отказа в кредитовании. Если сотрудники банка настаивают, попросите показать документ, в котором такое условие прописано. Будьте уверены - такой бумаги в банке не существует.




Россйиская газета


Текст: Светлана Добрынина (Свердловская область)



Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus