Решения судов по делам в сфере защиты прав потребителей

ИП продавала сигареты, но игнорировала систему «Честный знак», как того требует закон

2025-07-01 20:27 защита неопределенного круга потребителей
УИД: 71RS0016-01-2025-000299-21
Номер дела: № 2-689/2025 ~ М-162/2025
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

29 апреля 2025 г. г. Новомосковск Тульской области

Новомосковский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Королевой А.А., при секретаре Якушиной О.А.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области по доверенности Сокол Е.А.; ответчика индивидуального предпринимателя Пановой И.В., ее представителя в соответствии со ст. 53 ГПК РФ – Панова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-689 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к индивидуальному предпринимателю Пановой Ирине Валерьевне о признании незаконной деятельности по осуществлению реализации никотиносодержащей продукции, запрете осуществления розничной реализации никотиносодержащей продукции,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее Управление Роспотребнадзора по Тульской) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее ИП Пановой И.В.) о признании незаконной деятельности по осуществлению реализации никотиносодержащей продукции, запрете осуществления розничной реализации никотиносодержащей продукции.

В обоснование своих требований указало, что при проведении мониторинга безопасности, с целью выявления нарушений требований законодательства субъектами предпринимательской деятельности по категории отклонения «Разрешительный режим» два раза за непродолжительный период времени был установлен один и тот же нарушитель обязательных требований (участник оборота маркировки товаров, нарушающих разрешительный режим) – ИП Панова И.В., осуществляющая деятельность: <адрес> и <адрес> 6-а. 28 мая 2024 г. и 12 декабря 2024 г. установлен факт оборота товаров участником государственной информационной системы мониторинга по товарной группе «Никотинсодержащая продукция» без программного обеспечения, позволяющего осуществить передачу оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации данных для определения случаев запрета продажи товаров. Выявленных отклонений по разрешительному режиму у ИП Пановой И.В. 28 мая 2024 г. – 14155, 12 декабря 2024 г. - 15865. На основании выявленных нарушений обязательных требований, в отношении ИП ФИО1 были проведены профилактические мероприятия в виде объявления предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований от 28 мая 2024 г. № 175 и от 13 декабря 2024 г. № 561. В данных предостережениях указано на необходимость принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, а именно при реализации никотиносодержащей продукции обеспечить передачу оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации данных для определения случаев запрета продажи товаров через программное обеспечение. Данные предостережения ответчиком не выполнены. Просит возложить на ИП Панову И.В. обязанность прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственный информационной системе мониторинга за оборотом товаров «Честный знак», а именно: при реализации никотиносодержащей продукции обеспечить передачу оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации данных для определения случаев запрета продажи товаров через программное обеспечение; обязать ИП Панову Т.В. не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по делу довести его до сведения приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации.

Определением Новомосковского районного суда Тульской области от 28 апреля 2025 г. в качестве представителя ответчика ИП Пановой И.В., в соответствии со ст. 53 ГПК РФ, допущен Панов Е.В.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности Сокол Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик ИП Панова И.В. и ее представитель в соответствии со ст. 53 ГПК РФ – Панов Е.В в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

На основании Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 года № 1005, и в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О контроле за маркировкой некоторых групп товаров средствами идентификации» от 18 января 2021 г. №, в порядке ст. 74 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по Тульской области проводятся мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами – наблюдение за соблюдением обязательных требованиям информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров. Результаты проведения мониторинга безопасности оформляются в виде акта осмотра органом государственного контроля (надзора) сайта в сети Интернет. В информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://gov.crpt.ru/ размещена Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ) – Национальная система цифровой маркировки «Честный знак». ГИС МТ – государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления, распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных законодательством «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно п. 5, п. 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, информационную систему мониторинга и несут ответственность за полную достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких требований товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» настоящие Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 постановления Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).

Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 постановления Правительства РФ от 26 апреля 2019 года № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).

Как установлено п. 2 Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», «маркированные товары» - табачная продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о маркировке которой (в том числе сведения о маркировке нанесенных на нее средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга.

Исходя из п. 2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», «вывод товаров из оборота» – реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товаров, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара; «код идентификации» – последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.

Страница https://gov.crpt.ru/login обеспечивает возможность входа в личный кабинет пользователя для просмотра информации, размещенной в ГИС МТ. После входа в личный кабинет посредством авторизации через портал Госуслуг посетитель сайта попадает на страницу https://gov.crpt.ru/home.

В соответствии с п.п. «а» п. 4 постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», в течении 7 календарных дней со дня возникновения у участника оборота табачной продукции, осуществляющего розничную продажу табачной продукции, необходимости осуществления деятельности, связанной с розничной продажей табачной продукции.

В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной никотисодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот сигарет (код по классификатору 12.00.11.130, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) и папирос (код по классификатору 12.00.11.140, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке указанных видов табачной продукции средствами идентификации и их первой продаже (передаче, реализации) допускается до 1 июля 2019 г.

Пунктом 10 вышеуказанного Постановления установлено, что на территории Российской Федерации оборот не маркированных средствами идентификации сигарет (<данные изъяты>) и папирос (<данные изъяты>) допускается до 1 июля 2020 г.

При рассмотрении дела установлено, что Панова И.В. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность в магазинах, расположенных по адресам: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 2-б и Тульская область, г. Донской, мкр. Новоугольный, ул. Индустриальная, д. 6-а.

28 мая 2024 г. Управлением Роспотребнадзора по Тульской области при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров сети интернет https://gov.crpt.ru, проводимого на основании задания начальника Новомосковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 28 мая 2024 г. №, установлен факт оборота товаров участником государственной информационной системы мониторинга по товарной группе «Никотиносодержащая продукция» без программного обеспечения, позволяющего осуществить передачу оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации данных для определения случаев запрета продажи товаров. Выявленных отклонений по разрешительному режиму у ИП Пановой И.В. – 14155. 12 декабря 2024 г. Управлением Роспотребнадзора по Тульской при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров сети интернет https://gov.crpt.ru, проводимого на основании задания начальника Новомосковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области от 12 декабря 2024 г. №, установлен факт оборота товаров участником государственной информационной системы мониторинга по товарной группе «Никотиносодержащая продукция» без программного обеспечения, позволяющего осуществить передачу оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации данных для определения случаев запрета продажи товаров. Выявленных отклонений по разрешительному режиму у ИП Пановой И.В. – 15865.

На основании выявленных нарушений обязательных требований, в отношении ИП Пановой И.В. проведены профилактические мероприятия в виде объявления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований от 28 мая 2024 г., от 12 декабря 2024 г.

Данные предостережения ответчиком не выполнены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при осуществлении торговой деятельности ИП Панова И.В. реализует никотинсодержащую продукцию в магазинах по адресам: <адрес> и <адрес>, без соблюдения обязательных требований, а именно не обеспечивает передачу оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, данных для определения случаев запрета продажи товаров через программное обеспечение.

ИП Панова И.В. не приняла мер, направленных на урегулирование данного вопроса, о результатах рассмотрения предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований Управление не уведомила.

Продолжение указанных действий со стороны ИП Пановой И.В. повлечет нарушение прав потребителей.

Ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств обратного.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что участником оборота табачной продукции ИП Пановой И.В. не соблюдены требования о проведении проверок допустимости продажи табачной продукции совместимого с режимом запрета продажи на кассе, в связи с чем, в действиях ИП Пановой И.В. в ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляются отклонения, что свидетельствует о нарушении требований Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 21 ноября 2023 г. № 1944 «Об утверждении перечня случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенностей внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров, а также Правил применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правил получения информации из указанной государственной информационной системы» и постановления Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», выразившимся в продаже на кассе маркированных товаров, у которых есть проблемы с кодами Data Matrix.

Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.

Учитывая выявленные со стороны ИП Пановой И.В. действий по осуществлению реализации продукции с нарушениями установленных Правил, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Управления Роспотребнадзора по Тульской области.

При этом суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона о защите прав потребителей орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 Закона о защите прав потребителей).

Об этом судам даны разъяснения в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что с учетом характера рассматриваемого дела, положений ст. 209 ГПК РФ, такая обязанность должна быть исполнена ответчиком в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к индивидуальному предпринимателю Пановой Ирине Валерьевне о признании незаконной деятельности по осуществлению реализации никотиносодержащей продукции, запрете осуществления розничной реализации никотиносодержащей продукции, удовлетворить.

Возложить на индивидуального предпринимателя Панову Ирину Валерьевну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес> (<данные изъяты>) обязанность прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров «Честный знак», а именно: при реализации никотиносодержащей продукции обеспечить передачу оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации данных для определения случаев запрета продажи товаров через программное обеспечение.

В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязать индивидуального предпринимателя Панову Ирину Валерьевну довести до сведения потребителей решение суда путем его размещения через средства массовой информации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 мая 2025 г.
Текст решения на сайте Новомосковского районного суда Тульской области
Вернуться в раздел СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ * Перейти на ГЛАВНУЮ