Билет на самолет: осторожно сдать нельзя

15-07-2014
Российские авиакомпании активно вводят в продажу невозвратные билеты. Стоят они на порядок дешевле, однако если пассажир откажется от полета, то он не сможет вернуть потраченные средства за исключением экстраординарных ситуаций. Специалисты регионального Роспотребнадзора, а также эксперты сферы защиты прав потребителей советуют тем, кто пользуется услугами авиатранспорта, быть внимательнее.
авиаперелет, авиабилеты
Ранее Воздушный кодекс РФ предоставлял пассажиру право в случае отказа от полета получить назад деньги за купленный билет на самолет при условии, что он уведомит об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до отправки воздушного судна. Если же пассажир решил сдать билет позднее этого срока, то с него удерживали сбор в размере до 25% от стоимости.

Однако в конце июня этого года, в связи с внесением поправок в законодательство, правила возврата билетов на самолет изменились.

Теперь при покупке авиабилета компания-перевозчик предоставляет пассажиру право выбрать соответствующий тариф, который может быть возвратным или невозвратным.

Невозвратный тариф предполагает, что пассажир не сможет сдать билет в случае, если он передумал лететь этим рейсом. Исключение составляет отказ от перелета по вынужденным обстоятельствам, например, из-за болезни или смерти близких родственников. Стоят такие билеты, как правило, на порядок дешевле.

Возвратный тариф работает практически по старой схеме. Однако компания не вернет деньги, если пассажир уведомил перевозчика об отказе от полета уже после окончания регистрации.

В настоящее время российские авиакомпании уже приступили к работе по новым правилам Воздушного кодекса, переведя в категорию невозвратных билеты классов «эконом», «дисконт» и «промо».

Первыми стали продавать невозвратные билеты ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» и авиакомпания S7 Airlines. С 1 июля текущего года о продаже билетов по новым стандартам объявила компания «Трансаэро». С 10 июля к ним присоединились и «Оренбургские авиалинии». Информацию о том, какие именно тарифы являются теперь невозвратными, согласно закону, компании должны указать на своем официальном сайте.

Как рассказала пресс-секретарь ЗАО «Группа Компаний С 7» Анна Бажина, S7 Airlines внесла изменения в правила применения тарифов с 24 июня 2014 года. Авиабилеты, приобретенные с этого дня по тарифу «промо», стали невозвратными. «Возврат таких авиабилетов запрещен, однако до окончания регистрации на рейс у пассажира есть возможность изменить дату вылета, оплатив сбор», – отметила Анна Бажина.

Как отмечают эксперты, от принятия поправок выигрывают обе стороны – и пассажиры, и авиаперевозчик.

«Продажи билетов по невозвратным тарифам дают возможность существенно снизить стоимость перевозок для конечных потребителей, увеличив объем перевозок на 15-20%. Потребители получают возможность выбора – платить больше и иметь возможность отказаться от перелета в любой момент, либо не иметь такой возможности», – говорит генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев.

«Для авиакомпании же возможность продавать авиабилеты по невозвратным тарифам гарантирует определенную занятость кресел на рейсе, за счет чего компания может предложить пассажирам больше авиабилетов по минимальным тарифам», – добавляет Анна Бажина.

По оценкам экспертов, за рубежом разделение авиабилетов на возвратные и невозвратные уже давно является нормой.

«Поправки в Воздушный кодекс РФ вводятся в том числе для того, чтобы синхронизировать российские нормы с мировыми, поскольку, в том числе из отсутствия подобных норм, в России не сформирован рынок low-cost-перевозок (бюджетные перевозки. – Прим. ред.)», – говорит Дмитрий Раннев.

По словам эксперта, принятие поправок изменит эту ситуацию, и в перспективе 3-5 лет мы можем увидеть радикальные изменения в этом сегменте.

Пока же специалисты регионального Роспотребнадзора, а также эксперты сферы защиты прав потребителей советуют пассажирам быть внимательными при покупке авиабилетов.

«У потребителя должен быть выбор. Главное, чтобы он понимал и осознавал, какой именно билет он покупает, – говорит глава общественной организации «Защита прав потребителей Самарской области» Федор Разагатов. – Если это условие соблюдено, то говорить о каких-то непонятных моментах нет смысла».

По словам эксперта, пока правозащитники относятся к поправкам в Воздушный кодекс РФ спокойно, но у них все же есть некоторые опасения. «У поправок, внесенных в Воздушный кодекс, есть определенное противоречие со статьей 32 закона «О защите прав потребителей», которая говорит о том, что потребитель вправе в любой момент отказаться от оказания услуги и получить компенсацию фактически понесенных им расходов. Это может вызвать недопонимание у потребителей. Здесь следует отметить, что специальные законы по юридической силе выше, чем общие нормы законодательства о защите прав потребителей, поэтому при возникновении спора будет применяться все же Воздушный кодекс. А вот в случае, если перевозчик не доведет до потребителя информацию о том, какой тариф является возвратным, а какой нет, при разбирательстве будет действовать закон «О защите прав потребителей». В этом случае покупатель сможет вернуть деньги даже за невозвратный билет», – отметил Федор Разагатов.

Отметим, что в настоящее время законотворцы подготовили аналогичные изменения для железнодорожного транспорта. Соответствующий пакет поправок уже снесен в Государственную думу РФ.

Изменения в статью 108 Воздушного Кодекса Российской Федерации относительно прекращения по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира вступили в силу с 21 июня 2014 года и закреплены в Федеральным законе от 20 апреля 2014 года N 79-ФЗ.



Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus