Кто защитит потребителя жилищно-коммунальных услуг10-09-2013, Ирина Соколова,
руководитель аналитического управления
Объединения потребителей России
Совершенствуя законодательство, Правительство Российской Федерации декларирует следующие цели:
Правительство во многом изменило правила работы управляющих организаций, введя стандарты и правила, устанавливающие минимально гарантированный уровень сервиса, который обязана предоставить управляющая организация своим потребителям, а установив минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Теперь существует нормативный документ, который содержит подробный перечень работ и услуг, которые управляющая организация обязана оказывать по договору управления. Законодатель, наконец, установил, что управление многоквартирными домами - это комплекс мероприятий, начиная от ведения всей документации на многоквартирный дом, подготовки предложений по перечню работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома, по использованию общего имущества для утверждения собственниками, организации общих собраний собственников, заключению всех необходимых договоров с ресурсоснабжающими и подрядными организациями, и заканчивая организацией работы по начислению и сбору платы за жилое помещение и коммунальные услуги, работы по взысканию задолженности по оплате жилых помещений, взаимодействием с собственниками (предоставление отчетов, рассмотрение заявок и предложений, жалоб), а также раскрытием информации о своей деятельности. Правительство заявляет и о своем намерении установить обязательные требования к управляющим многоквартирными домами организациям, в том числе к квалификации персонала, наличию финансовых гарантий по возмещению ущерба причиненного потребителям, а также о желании ужесточить контроль за соблюдением этих требований. Повысить эффективности контроля за деятельностью таких организаций пытаются и через органы государственного жилищного надзора, которые, как планируется, вскоре получат право в судебном порядке лишать такие организации права осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами. Неоднократное нарушение управляющей организацией (ТСЖ, жилищным кооперативом) требований законодательства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг будет считаться достаточным основанием для того, чтобы «избавить» граждан от таких управляющих компаний. Причем для руководителей таких организаций фактически планируется ввести «запрет на профессию», лишив их возможности впредь занимать руководящие посты. Проект федерального закона, устанавливающий такие требования, был подготовлен экспертами Рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ в середине 2013 года, а его принятие планируется в ближайшее время.
Жилищные инспекции обязаны контролировать работу управляющих компаний по всем направлениям, начиная от технического состояния многоквартирных домов и кончая соблюдением нормативов. Уже сейчас действующие нормативные акты позволяют наказывать рублем нерадивые управляющие компании и дисквалифицировать их руководителей на срок от года до трех, в течение которых они не смогут работать в сфере ЖКХ. Например, в Москве жилищной инспекцией города управляющие компании были оштрафовали в 2010 году на 17 млн. рублей, в 2012-й - на 215 млн. За первое полугодие 2013-го штрафы составили уже 232 млн рублей. А руководителей компаний не только штрафуют (за 6 месяцев оштрафовали на 15,5 млн руб.), но и дисквалифицируют. Только в первой половине текущего года 5 руководителей московских управляющих компаний были подвергнуты такому наказанию, потому что нарушили одно из главных прав потребителей – право на информацию. Напомним, что еще в 2010 году начал действовать Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Этот нормативный документ обязал управляющие компании информировать граждан как о самой организации, сообщая ее полное наименование, фамилию, имя и отчество руководителя, почтовый адрес, режим работы, часы личного приема граждан и график работы диспетчерских служб, так и раскрывать основные показатели своей финансово-хозяйственной деятельности, показывая годовую бухгалтерскую отчетность. Любой гражданин также вправе ознакомиться со сведениями о работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых непосредственно управляющей компанией, о плане работ по содержанию и ремонту этого имущества, об их периодичности и сроках выполнения, об услугах по обеспечению поставки в дом коммунальных ресурсов; о договорах использования общего имущества собственников, заключенных управляющей компанией от имени собственников (например, договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) и т.п.
Такая информация должна быть открытой, независимо от того, кто эту деятельность осуществляет – управляющая организация, ТСЖ или ЖК (без заключения договора с управляющей организацией). Размещаться информация должна как в сети интернет (обязательно - на сайте www.reformagkh.ru), так и на информационных стендах в удобных для граждан местах, причем доступ к ней должен быть гарантирован неограниченному кругу лиц независимо от цели ее получения. Отметим, что положения упомянутого Стандарта касаются не только управляющих компаний - ТСЖ и жилищные кооперативы также обязаны соблюдать его требования. Так, в августе нынешнего года инспекция жилищного надзора по Южному административному округу Москвы сообщила о том, что 108 ТСЖ получили предписания об устранении нарушений, связанных с раскрытием информации, а в северо-восточном округе столицы такие предписания были выданы 172 жилищным объединениям граждан. Для тех, кто игнорирует требования Стандарта, Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрено наказание в виде штрафа, а за повторное нарушение руководителю грозит дисквалификация.
Граждане могут обращаться в органы государственного жилищного надзора, если причина обращения связана:
В ведении жилищных инспекций вопросы, связанные с перепланировкой помещений, с признанием домов и помещений аварийными (непригодными для проживания), проблемы, возникающие в связи с созданием и деятельностью ТСЖ, и целый ряд других. Более подробно задачи органов государственного жилищного надзора и их полномочия изложены в статье 20 Жилищного кодекса РФ и в Положении о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493.
Потребитель вправе пожаловаться в жилищную инспекцию на управляющие организации, ТСЖ, на иные юридические лица, которые оказывают услуги по управлению многоквартирными домами, предоставляют коммунальные услуги, и по этим обращениям жилинспекция обязана предпринять определенные законом действия и защитить права граждан. Так, например, инспекция жилищного надзора по ЮАО Москвы в ходе проверки, проведенной по обращению граждан, установила незаконное увеличение платы за жилищно-коммунальные услуги. Управляющая компания без соответствующего решения общего собрания собственников включила в платежный документ услугу «управление» в размере 10,06 рублей за 1 кв. м., тем самым нарушив пункт 4 статьи 158 Жилищного Кодекса РФ. Общая сумма переплаты по дому составила более 550 тыс. руб. Жилинспекция потребовала привести размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в соответствие с действующим законодательством и произвести перерасчет неправомерных начислений.
И, конечно, Роспотребнадзор поможет разрешить любые вопросы, связанные с нарушением положений закона «О защите прав потребителей».
Органы местного самоуправления не вправе отказать потребителю, если его интересует информация:
В последнее время органы местного самоуправления, органы власти субъектов Российской Федерации начали активно открывать телефонные "горячие" линии для приема жалоб, создавать общественные советы по жилищно-коммунального хозяйству. Как правило, в состав совета входят представители собственников жилья в многоквартирных домах, представители общественных объединений потребителей, органов государственной власти и местного самоуправления, управляющих организаций, ТСЖ, ресурсоснабжающих организаций. Основная цель этих советов - обобщение проблемам ЖКХ, формирование предложения по решению этих проблем и др.
В прокуратуру следует обращаться и в связи с бездействием государственных надзорных органов (жилинспекций, Роспотребнадзора), а также органов местного самоуправления. Если вы не получили ответа на свое обращение или надлежащие меры для защиты ваших нарушенных прав не были предприняты, смело жалуйтесь в прокуратуру.
Только в одной Кировской области в первом полугодии 2013 года органами прокуратуры выявлено[1] более 5 тыс. нарушений в указанной сфере и возбуждено 30 уголовных дел, в суды направлено 1373 заявления. Основной объем выявленных нарушений закона в Кировской области, как впрочем, и в других регионах, связан с нарушением качества и нормативов оказания коммунальных услуг, необоснованным начислением платы за жилое помещение, с претензиями по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов. Только по фактам незаконного начисления платы за коммунальные услуги, некачественного выполненного текущего ремонта и ненадлежащего содержание жилья прокурорами в защиту интересов граждан в суд направлено 74 исковых заявления на общую сумму 413 тыс. рублей. За 6 месяцев 2013 года практически в каждом из районов Кировской области прокурорами были выявлены факты прекращения (ограничения) подачи гражданам коммунальных ресурсов, в результате в суд направлено 41 исковое заявление о признании действий (бездействия) ресурсоснабжающих организаций и органов местного самоуправления незаконными и обязанию восстановить предоставление коммунальной услуги нормативного качества. В некоторых случаях, по требованию прокурора в отставку отправляют глав городов и поселений, как это случилось в Первоуральске, где глава городского округа Юрий Переверзев был уличен в многочисленных нарушениях закона в сфере ЖКХ.
В заключении стоит отметить, что в большинстве случаев потребители жилищно-коммунальных услуг не достаточно хорошо знакомы со своими правами, а недобросовестные организации, осуществляющие управление жилыми домами, подчас этом пользуются. Конечно, если каждый из нас будет знать хотя бы азы законодательства, будет настойчиво и активно пользоваться своими правами, то нарушений будет в разы меньше. Это доказали пенсионеры города Гуково, выиграв у коммунальщиков 160 судов и став грозой местных управляющих компаний.
Решение этой важной задачи пытаются найти на государственном уровне – планируется создание единого интернет-ресурса для информирования потребителей об их правах, для хранения всех данные, необходимые для населения, органов власти и участников рынка. Предполагается, что новый информационный ресурс поможет гражданам получать в электронном виде любую информацию, начиная от сведений о поставщиках жилищно-коммунальных услуг и заканчивая информацией о состоянии расчетов между управляющими организациями и поставщиками ресурса, поможет разобраться в принципах тарифообразования, а также выяснить, не переплачивают ли они больше положенного.
Добавить в закладки |
Главная тема
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИЗ СЕНАТА – ЧТО НОВОГО?
![]() |