Выступление Тимченко Вячеслава Степановича

члена Совета Федерации ФС РФ, председателя Центрального Совета Объединения потребителей России

парламентские слушания, выступление Тимченко В.С.




















Уважаемые коллеги!

Сегодняшние парламентские слушания посвящены мерам по защите прав потребителей и проводятся в особо знаменательное время. В России начался новый исторический этап социально-экономического развития, который должен иметь прорывной характер. Этот период начался 7 мая, когда Владимир Владимирович Путин в день вступления в должность Президента Российской Федерации подписал Указ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Кстати, вчера в Совете Федерации выступал Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Силуанов Антон Германович, и он сказал, что сегодня в рамках этого указа определены 12 национальных приоритетов, над реализацией которых в ближайшее время будут работать и Правительство, и вся власть Российской Федерации – от местного уровня до федерального уровня.

В своей речи при вступлении в должность Президент России Владимир Владимирович Путин сказал: "Задачи, которые предстоят, назревшие решения, которые нам необходимо принять, без всякого преувеличения, исторические. Они будут определять судьбу Отечества на десятилетия вперед. Перед нами напряженная работа, которая потребует участия всего российского общества, деятельного вклада каждого из нас, всех ответственных политических и гражданских сил, объединенных искренней заботой о России."

Коллеги, в свете поставленных именно таких задач нам и нужно рассматривать сегодняшние парламентские слушания. Думаю, что будет обоснованным сконцентрироваться на двух ключевых приоритетах, о которых идет речь в указе Президента (кстати, они были анонсированы и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которое было оглашено 1 марта этого года).

Во-первых, это снижение уровня бедности. Поставлена задача и в Послании, Рефреном через весь указ проходят снижение уровня бедности в два раза к 2024 году и одновременно повышение общего благополучия граждан и уровня жизни наших россиян.

Очевидно, что защита прав потребителей – один из основных факторов снижения уровня бедности и повышения общего благополучия, ведь в защите потребительских интересов в первую очередь нуждаются люди, находящиеся за чертой бедности, социально незащищенные, с ограниченными физическими возможностями, семьи с низким уровнем доходов. Именно таким категориям граждан нужно дать возможность приобретать доступные по цене, но качественные продукты и получать необходимые услуги в форме социальной поддержки, защитить их от недобросовестного бизнеса и мошенников.

Защиту прав потребителей нужно рассматривать в широком плане – как важную составляющую всей государственной социально-экономической политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь наших граждан.

С другой стороны, потребительский спрос является двигателем экономики, необходимым условием для экономического роста, и поэтому нашей экономике нужен активный, рациональный покупатель. При этом потребители, выступая участниками экономических отношений, зачастую находятся в уязвимом положении. Диспропорция рыночных позиций между потребителями и предпринимателями, количество их конфликтов постоянно увеличивается, появляются новые виды нарушений и угрозы, которые, к большому сожалению, иногда приводят к гибели людей. Я в данном случае имею в виду недавнюю трагедию в Кемерове, где бизнес не совсем ответственно подходил к безопасности прежде всего жизни наших граждан, наших потребителей. И трагедия была чудовищная. Это не должно повториться.

В прошлом году политика в области защиты прав потребителей получила новый импульс развития. Весной прошлого года под председательством Владимира Владимировича Путина прошло заседание президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, по итогам которого Президентом были даны поручения. Таким образом, были заложены новые тенденции развития самой системы, а выполнение поручений выводит защиту прав потребителей на новый уровень.

Целеполагающим документом, принятым в соответствии с поручением Президента, стала Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Я не буду подробно останавливаться на поручениях по этапам реализации стратегии. У нас, как я уже анонсировал, присутствует здесь начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Владимирович Прусаков. Я думаю, он в своем выступлении более подробно остановится на этих поручениях.

На предыдущих парламентских слушаниях по вопросам совершенствования потребительского законодательства в декабре 2016 года были даны рекомендации по созданию в субъектах Российской Федерации межведомственных советов по защите прав потребителей. Это предложение также нашло отражение в поручениях Президента. Теперь такие советы созданы в большинстве регионов. В них включены представители общественных организаций потребителей, в том числе и представители Объединения потребителей России, многие из которых находятся в этом зале.

Еще ряд предложений Объединения потребителей России нашел отражение в поручениях Президента. В том числе Роспотребнадзором подготовлен проект методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ обеспечения прав потребителей, в которых предлагается создание института уполномоченного по правам потребителей в каждом регионе. Если в субъектах будет вводиться такой институт, то он станет еще одним инструментом защиты прав потребителей. В этой связи логично рассмотреть в дальнейшем введение должности уполномоченного по защите прав потребителей на федеральном уровне.

Все вы знаете, недавно был принят Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", но, к сожалению, проблемы у потребителей есть не только в сфере финансовых услуг, но и во многих других сферах, поэтому, вполне возможно, стоит рассмотреть и более серьезно отнестись к такому предложению, тем более что в проекте рекомендаций такое предложение в адрес Правительства Российской Федерации сформулировано.

Я уже говорил, что в декабре 2016 года в Совете Федерации проводились парламентские слушания по усилению защиты прав потребителей. Тогда было принято решение о создании временной рабочей группы при Комитете по экономической политике по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей. В целях экономии времени я не буду подробно останавливаться на деятельности этой временной рабочей группы, тем более, я думаю, в выступлениях это еще прозвучит, в том числе и оценка.

Но хочу сказать, что уже часть из 22 конкретных предложений, которые были выработаны в ходе заседаний рабочей группы, облечена в форму законопроекта, внесенного на рассмотрение в Государственную Думу. Остальные ждут своей очереди, когда с помощью соответствующих юриста и эксперта будут сформированы законодательные инициативы и внесены в Государственную Думу.

Я думаю, что сегодня мы также сможем услышать от наших коллег… В преддверии парламентских слушаний уже поступали предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства, по изменению отдельных законодательных норм, я думаю, что все эти предложения и все пожелания будут учтены как в рекомендациях наших парламентских слушаний, так и в дальнейшей деятельности членов Совета Федерации, членов Комитета по экономической политике.

Еще одним инструментом защиты прав потребителей являются меры общественного контроля, право на который предоставлено общественным объединениям потребителей. Но такой общественный контроль, к сожалению, пока еще имеет существенный недостаток – он малоэффективен, его результаты плохо реализуются и приносят незначительную пользу, потому что ответственность за такую реакцию, к сожалению, пока не установлена. Считаю, что здесь надо выстраивать новую систему, объединенную систему общественного контроля, включив в нее потенциал общественных палат, обновленных ведомственных советов, уполномоченных по правам, а также в определенной части и муниципальный, и государственный контроль.

В этой связи я предложил бы провести в обозримом будущем в Совете Федерации мероприятие, посвященное вопросу взаимодействия общественных организаций и других заинтересованных сторон при осуществлении общественного контроля и реализации его результатов.

Нельзя не сказать несколько слов и о социальной сфере, о социальных формах торговли и услуг как способе снижения бедности. Меры по защите прав потребителей, как я сказал в начале доклада, сейчас необходимо предоставлять всеобще и всесторонне. Одной из форм защиты интересов потребителей становятся социальное предпринимательство, социальные формы торговли и услуг.

Предприятия на принципах социального предпринимательства нам известны и уже хорошо себя зарекомендовали в ряде регионов. Например, во многих городах Московской области уже третий год проводятся социальные ярмарки "Ценопад", где продукция продается с минимальной наценкой.

Какие формы социального предпринимательства можно в этой связи развивать? Безусловно, это небольшие местные торговые сети, сезонные ярмарки, предприятия потребительской кооперации, индивидуальное предпринимательство, передвижные пункты торговли и услуг. Я думаю, что примеры такого социального предпринимательства и развития этого сектора нашей экономики есть в каждом регионе. Не буду на них останавливаться. Я думаю, что, если у кого-то из коллег будут конкретные предложения или примеры по эффективному осуществлению социального предпринимательства, вы сможете сегодня с трибуны ими поделиться.

Уважаемые коллеги, в сфере малого и среднего бизнеса прежде всего можно также реализовать все эти меры социальной поддержки, социальной защиты наших потребителей.

О дальнейших мерах и направлениях нашей работы. В ходе наших парламентских слушаний невозможно охватить весь спектр вопросов сферы защиты прав потребителей, а также меры по защите потребительских интересов. Работы в этом направлении очень много. Уверен, что наши парламентские слушания дадут новые идеи и материал для дальнейшей работы в этом направлении и деятельности временной рабочей группы, о которой я говорил выше. В этой связи предлагается для включения в план работы временной рабочей группы сегодня обозначить и запланировать к обсуждению на этих заседаниях, на заседаниях рабочей группы отдельные темы.

В частности, ко мне, как к руководителю временной рабочей группы и председателю Центрального совета Объединения потребителей России, обращались представители электроэнергетики. Проблем очень много у потребителей (это и садоводы, и небольшие муниципальные образования). Задолженность в электроэнергетике, другие сферы… Это и автовладельцы, обманутые автовладельцы: во время продажи автомобилей (к сожалению, это приобрело массовый характер) – либо шантаж, либо угрозы, либо прямой обман, в том числе продажа некачественных автомобилей. Ну и ряд других, не буду останавливаться, потому что в каждом секторе… Мы уже создали одну специальную рабочую подгруппу в рамках рабочей группы, касающуюся детского питания, и результатом деятельности этой рабочей подгруппы стали разработка и внесение в Государственную Думу законопроекта о детском питании. И таких примеров можно привести много.

Уважаемые коллеги, уважаемые участники слушаний! В этом году Конституции Российской Федерации – 25 лет. Согласно нашей Конституции социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, – главный приоритет. Наша работа по созданию социального государства продолжается в том числе и сегодня здесь.

О цели такой работы сказал Президент в своей речи 7 мая: "Новое качество жизни, благополучие, безопасность, здоровье человека – вот что сегодня главное, в центре нашей политики".

Коллеги, приглашаю к активному обсуждению. Желаю успехов и сегодня, и в дальнейшей нашей работе.

Спасибо за внимание.


Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus