Выступление Егорова Олега Семеновича

председателя регионального отделения Объединения потребителей России в Республике Крым

тема выступления:

«Практика взаимодействия в Республике Крым участников Национальной системы защиты прав потребителей по предотвращению оборота фальсифицированных пищевых продуктов в сфере государственных и муниципальных закупок»

парламентские слушания, Егоров






















Добрый день, уважаемые участники парламентских слушаний!

Я в сегодняшнем выступлении хочу остановиться непосредственно на практике взаимодействия в Республике Крым участников национальной системы защиты прав потребителей: регионального отделения Объединения потребителей России в Республике Крым, муниципальных органов власти и контрольно-надзорных органов по предотвращению оборота фальсифицированных пищевых продуктов в сфере государственных и муниципальных закупок.

Этой наболевшей темой мы начали заниматься еще в 2015 году (согласно статье 102 федерального закона № 44 имеем право осуществлять общественный контроль) и, конечно, пришли в ужас: то количество фальсифицированных продуктов, которое поставлялось в то время в бюджетные учреждения, и медицинские, и детские сады, и школы, конечно, зашкаливало. Я обратился к нашим производителям: "Как так? Почему не участвуете?" – "Мы проигрываем аукцион, кто-то "демпингонул", мы со своей ценой, с доброкачественной продукцией проиграли". Обращаюсь к заказчику: "Почему ничего не делаете? Как так? У вас же фальсификат". – "А на каком основании? Вот договор, вот аукцион, вот документы, подтверждающие безопасность". Вопросов нет. ФАС: "К нам никто не обращался". Обращаемся в контрольно-надзорные органы – извините, мораторий, проверки… И круг замкнулся.

Не могу я все-таки в этом здании не процитировать вашего коллегу Эдмунда Бёрка (был такой англо-ирландский парламентарий), который сказал: "Единственное, что требуется для триумфа зла, – это чтобы хорошие люди ничего не делали". И мы начали делать. Я обратился к Вячеславу Степановичу, к Алексею Евгеньевичу, к Алексею Петровичу, на заседании рабочей группы мы рассмотрели данный вопрос (спасибо, конечно, была оказана поддержка именно на федеральном уровне) и начали взаимодействовать. В каком плане? Мы инициировали создание в городах и районах общественных комиссий по контролю за качеством питания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Я встречался несколько раз с министром образования Натальей Георгиевной Гончаровой (ей, конечно, огромное спасибо), она пошла навстречу, и такие комиссии созданы на сегодня в 15 городах и районах (у нас 24 города и района), остальные пока еще не пускают. Но смотрим, мониторим, уже на сегодняшний день ситуация, конечно, изменились в лучшую сторону и там.

Как работают комиссии? То есть функция комиссий – непосредственный выезд в образовательные учреждения для контроля соблюдения при организации питания требований технических регламентов, федеральных законов, санитарных норм Российской Федерации и правил. В соответствии с решением коллегии министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21 декабря 2016 года работа общественных комиссий признана эффективной и продолжена.

Объединением потребителей России в Республике Крым заключены соглашения. Мы работаем на сегодня с Общественной палатой. Хотя мы туда не вошли, но буквально месяц назад к нам поступило предложение заключить соглашение и начать работать по тем или иным направлениям. Также заключено соглашение с Министерством здравоохранения, потому что тех недобросовестных поставщиков с их фальсификатом из образовательных учреждений мы погнали, они сейчас перешли в учреждения здравоохранения. Уже заключено соглашение, и начинаем сотрудничать.

Также у нас заключены соглашения с управлением Россельхознадзора, комитетом ветеринарии, Крымсельхознадзором, крымским центром стандартизации и метрологии. Мы привлекаем… Я не имею права так говорить, но тем не менее взаимодействуем в каком плане? Риск-ориентированный подход… То есть, если мы видим, что есть фальсификат (это видно по стоимости: заходишь на сайт ЕИС (единой информационной системы), контракт, вот цена – все, поехали), соответственно, обращаемся в Россельхознадзор. Есть программа и приказ Россельхознадзора от 28 декабря 2017 года № 1304 (правильно?) в рамках мониторинга качества и безопасности пищевой продукции на территории Российской Федерации. Выезжаем, отбираем продукцию. Естественно, все это делают специалисты, мы рядом находимся. После получения Объединением потребителей России в Республике Крым информации о выявленных фактах фальсификации принимаются незамедлительные меры с целью осуществления изъятия данной продукции из оборота и недопущения ее дальнейшего использования в питании детей.

В частности, Объединением потребителей России в Республике Крым контролируется выполнение заказчиком требований федерального закона № 44 в части принятия предусмотренных законом мер в отношении выявленных фактов несоответствия поставляемого товара требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.

То есть что происходит? Когда заказчик получает такую информацию, он должен что-то сделать. А, как правило, у нас еще, к сожалению, есть засилье "культуры молчания и страха": "А чем я буду кормить детей? А что мне скажет начальство?" и так далее. Поэтому реакция многих заказчиков (я имею в виду, директор детского сада, заведующая школой, организатор питания), когда они получают информацию о том, что у них фальсификат, следующая: "Ну, ладно, мы переговорим с поставщиком, он нам поменяет эту продукцию". Мы же, со своей стороны, доводим до конца – продукция должна быть изъята в день получения протокола, продукция должна быть заменена. Мало того, заказчиком при нашей поддержке в единой информационной системе размещается информация об одностороннем расторжении контракта. Поставщику на замену дается 10 дней. Он привозит новую продукцию. Если фальсификат – мы опять приезжаем с представителем Россельхознадзора, отбираем продукцию. У нас уже есть два случая, когда такие поставщики попали в реестр недобросовестных поставщиков.

Для освещения существующей проблемы – поставок фальсифицированной продукции – также взаимодействуем со СМИ, проводим пресс-конференции, всевозможные "круглые столы" и так далее.

Результаты. Если посмотреть по первому кварталу 2017 года, у нас было 56 процентов фальсификата в общеобразовательных учреждениях. На сегодня – 12 процентов. 12 процентов – это там, где не созданы еще наши общественные комиссии. В реестр недобросовестных поставщиков двоих завели. Эти действия повышают эффективность использования бюджетных средств, создают условия для добросовестной конкуренции среди поставщиков и, главное, гарантируют поставку безопасной, отвечающей требованиям нормативных документов пищевой продукции.

Город Симферополь, в частности. Наши лауреаты конкурса "Звезда качества России" 2016 года никак не могли победить. Выходят с ценой масла 400 рублей – кто-то выходит с ценой 150 рублей. Мясокомбинат "Дружба народов" выходит с ценой за колбасу 400 рублей – кто-то выходит с ценой 200 рублей.

Благодаря нашим совместным действиям мы еще разработали конкурсную документацию, куда включили в качестве показателя деловой репутации обязательное участие в конкурсах региональных и федеральных. Кстати говоря, именно федеральный проект "Знак качества" повлиял на то, чтобы наши производители поучаствовали и победили. И сейчас отрадно, что в детских садах и школах города Симферополя, и той же Алушты, и Джанкоя – сакская "молочка", натуральная, по которой постоянный мониторинг у нас идет, колбасные изделия и охлажденное мясо говядины мясокомбината "Дружба народов".

Таким образом, Объединением потребителей России разработан механизм на основе общественной системы оценки качества, который наиболее эффективно позволяет объединить усилия всех участников национальной системы (я хотел бы дополнить: не всех участников, а, наверное, всех добросовестных и ответственных участников). Можно много говорить, много цифр приводить, но есть рецепт – можно работать, было бы только желание.

Пресечение оборота фальсифицированной пищевой продукции, как следствие – повышение качества жизни граждан. А роль Объединения потребителей России в национальной системе защиты прав потребителей – одна из ключевых, что также подтверждено судами трех инстанций. Не могу не зачитать, потому что это беспрецедентное, в частности у нас в Крыму, решение (в России, по-моему, было одно такое). Мы выиграли три суда – первую инстанцию, апелляцию и кассацию.

"Суды трех инстанций признали достоверной информацию Объединения потребителей России в Республике Крым о фальсификации молока, произведенного ООО Фирмой "Калория" (Краснодарский край), и наличии угрозы для жизни и здоровья детей в связи с подменой растительными жирами полезных элементов, регулярное получение которых является необходимым для детского организма, направленную по итогам мероприятий общественного контроля в адрес заказчика, заведующего детским садом и руководителей органов управления образованием муниципальных образований."

То есть мы получили эту информацию, мы делаем рассылку во все 1053 заведения. Когда приезжает поставщик с этой продукцией, ему говорят: "Извините, нам ОПР прислало рекомендацию вашу продукцию не брать". Обиделись, на нас подали в суд. Три инстанции мы уже выиграли.

При этом в ходе непосредственных выездов в бюджетные учреждения для проведения общественного контроля и изучения документов фиксируются факты приемки заказчиками продукции без документов о подтверждении соответствия, с документами, срок действия которых истек или действие которых прекращено.

Что мы предлагаем и о чем просим?

Необходимо части 9 и 10 статьи 94 федерального закона № 44 дополнить соответствующими пунктами, предусматривающими обязанность заказчика включать в отчет об исполнении контрактов документы и информацию, подтверждающие соответствие принятого товара требованиям качества и безопасности и условиям контракта, – декларацию о соответствии, сертификат соответствия, свидетельство о государственной регистрации, ветеринарное свидетельство, ветеринарную справку или иной документ.

Спасибо большое за внимание.



Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus