Вопросы защиты прав потребителей в сфере Интернет-торговли и услуг


Тезисы выступления на Парламентских слушаниях «Роль общественных объединений потребителей в национальной системе защиты прав потребителей» 21 мая 2019 года

Шабрина АнастасияШадрина Анастасия,
член Совета по инновациям Объединения потребителей России, студентка Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Добрый день, уважаемые коллеги!
Онлайн взаимодействие предоставляет большую свободу всем, но четких норм в интернет-торговле пока нет, поэтому здесь растут различные риски. Мы должны знать эти риски, минимизировать их и уметь на них быстро реагировать. По данным ВЦИОМ чаще всего в интернете покупает покупает молодежь, и в этой среде часто нарушаются наши права.

К основным проблемам интернет-торговли и услуг относятся:
1. Неверная информация о юридическом лице на сайте интернет-магазина
2. Недостоверная или дискриминирующая реклама
3. Сайты-двойники
4. Нарушения продавцом порядка возврата товара
5. Неисполнение продавцом своих обязательств
6. Доставка фальсифицированных товаров через интернет-магазины, то есть подделок.

Представьте, вы покупаете товар по высокой цене в надежде получить фирменный товар, представленный на сайте. А по факту получаете подделку, которая явно не стоит этих денег.

Мошенники из соцсетей чаще всего поджидают при продаже товаров (63% жалоб), не высылая покупки после оплаты. По статистике обращений к юристам средний ущерб потребителям от мошенничества интернет-магазинов равен 18 тысяч рублей. 43% пострадавших не получили уже оплаченный смартфон, 27% остались без купленной обуви и одежды, 14% — без автомобильных колес и покрышек, 8% — без онлайн-тренингов. У нас нет контроля деятельности рекламных площадок, мониторинга сайтов и продающих страниц в соц. сетях, уровень мошенничества постоянно растет. Людей привлекают дешевые, заманчивые предложения, и они добровольно рискуют.

Совет по инновациям в Объединении потребителей России будет заниматься этим вопросом. Мы предлагаем провести специальное исследование по выявлению основных нарушений в сфере интернет-торговли и услуг в России, изучить природу этих нарушений, почему они происходят, что способствует их развитию, какие есть уязвимости в законодательстве, какие механизмы необходимо внедрить для регулирования этой сферы, а также изучить зарубежный опыт по борьбе с этими нарушениями.

После чего уже станет возможным разрабатывать меры по защите прав потребителей в сфере интернет-торговли и услуг.

Некоторые страны уже шагнули далеко, нам необходимо изучать иностранный опыт, где рынок онлайн услуг уже достаточно развит. Например, в Китае проводится собственный мониторинг для выявления проблем с качеством товаров, торгуемых в Интернете, производится выборка онлайн-товаров и ее результаты публикуются, для просвещения общественности о законах о защите прав потребителей используются социальные сети, идет разработка официальной онлайн-платформы для жалоб, ведется расследование с вводящей в заблуждение рекламой, ложными учетными данными и ложными онлайн-рейтингами.

Законодательство должно идти в ногу со временем, необходимо способствовать развитию интернет-торговли путем повышения доверия покупателей, иначе другие страны за ближайшие пару лет начнут доминировать на российском рынке. Мы не хотим этого допустить и поэтому Советом по инновациям решили активно заняться проектом по исследованию проблем в этой сфере. Также будем рады Вашим предложениям по изменению законодательства, которые направлены на защиту интересов граждан и сохранению баланса интересов между потребителями и предпринимателями, которые мы будем анализировать и детально рассматривать на заседаниях Совета по инновациям.

Прошу внести проект по исследованию рынка интернет-торговли и услуг с законодательными предложениями, в который войдет изучение рисков интернет торговли, проведение исследования жалоб потребителей и исследование зарубежного опыта по Защите прав потребителей в интернете, в рекомендации настоящих Парламентских слушаний.

Спасибо за внимание.

Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus