Выступление Балагулы Татьяны Викторовны

начальника Управления внутреннего ветеринарного надзора
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

тема выступления:

«Результат проводимых работ Россельхознадзором и подведомственных ему учреждений по контролю и исполнению обязательных требований по качеству и безопасности пищевой продукции»

парламентские слушания





















Хотелось бы обратить внимание на проблему ввоза и реализация так называемой сыроподобной продукции.

Что это такое? Понятие сыроподобной продукции официально в законодательстве Евразийского экономического союза не определено, соответственно, такая продукция не входит в единый перечень товаров, которые подлежат ветеринарному контролю, а значит, не поднадзорно нашему ведомству. В результате в страну поступают продукты, которые сложно отличить по внешнему виду от сыров, но которые на самом деле сырами не являются, а являются продукцией, изготовленной преимущественно на базе растительных жиров с минимальным добавлением молочных компонентов. Что, соответственно, позволяет недобросовестным переработчикам и торговым сетям вводить в заблуждение потребителя, выдавая продукт, который изготовлен преимущественно на базе растительных жиров с минимальным добавлением молочных компонентов, за полноценный сыр, и в силу низкой себестоимости такой продукции вытеснять с рынка производителей доброкачественного сыра.

И главное, это позволяет недобросовестным производителям избегать контроля при производстве и реализации сыроподобной продукции.

Если говорить о последствиях такой "подмены", то она ведет к сокращению промышленного потребления сырого молока для переработки, а это, в свою очередь, "рушит" закупочные цены и ведет к снижению потребления сырого молока, сокращению поголовья. Мало того, в условиях действующих санкций на ввоз пищевой продукции из ряда государств ввоз такой сыроподобной продукции, которая не подлежит контролю на границе, создает лазейку для нелегального проникновения на рынок продуктов из Украины и стран Евросоюза. В условиях возникающей неправомерной конкуренции отечественный производитель качественной продукции оказывается в невыгодном положении.

Сыроподобные продукты, которые поступают через белорусскую и казахстанскую границы, по внешнему виду полностью идентичны сыру, и наименование у них либо полностью идентично наименованию "сыр", либо содержит ссылку на понятие "сыр", например, марки The Cheese. На складах (куда мы периодически выходим на проверки вместе с представителями силовых ведомств) происходит перемаркировка продукции, например, на маркировку стран Китая, Македонии, Сан-Марино, Ирана. Но когда мы делаем запросы в уполномоченные органы этих стран – они не подтверждают отправку такой продукции нам. В результате тот же самый сыроподобный продукт, только уже с надписью сыр "Гауда", поступает дальше в торговые сети.

Россельхознадзор неоднократно обращался в Евразийскую экономическую комиссию с предложением включить сыроподобный продукт в перечень продуктов, подконтрольных ветеринарной службе, что позволило бы надзорному ведомству осуществить контроль за перемещением продукции и применить в отношении нее меры разрешительного характера – оформление ветеринарных сопроводительных документов на данную продукцию и включение таких предприятий в реестр предприятий Таможенного союза, за которыми Россельхознадзор осуществляет контроль.

Речь в данном случае идет о предприятиях, которые осуществляют ввоз, вывоз и хранение такой продукции на территории Российской Федерации и вывоз в страны Таможенного союза.
Кроме того, мы также выступали с инициативой, чтобы подвести данную продукцию под технический регламент "О безопасности молока и молочной продукции", что дало бы возможность наделить ее какими-то определенными "проверяемыми" требованиями.

Что касается качества пищевой продукции, поступающей в бюджетные учреждения, необходимо отметить следующее.

В 2018 году Россельхознадзор и подведомственные ему учреждения провели отбор 3194 проб пищевой продукции в 1105 бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации (школах, родильных домах, больницах, домах престарелых, учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний).

Выявлено, что практически 38 процентов из каждой партии продукции, поступающей в учреждения, не соответствуют показателям качества и безопасности. Из проверенных 2698 партий молока и молочной продукции 42,7 % не соответствовали показателям качества и безопасности. Из 374 партий мяса 10,9 % партий не соответствовали требованиям качества и безопасности.

Кроме того, по поручению Правительства были проведены внеплановые проверки в 224 бюджетных учреждениях. В 168 из них были отобраны пробы молока и молочной продукции.
Результаты неутешительные: 656 партий молочной продукции оказались не соответствующими показателям безопасности и качества, а именно: 36 % из 227 партий молока питьевого; 54 % из 175 партий масла сливочного; 48,7 % из 123 партий сыра; 47 % партий из 59 партий кефира; 34 % партий из 50 партий творога; 27 % из 22 партий йогурта. Ситуация катастрофическая.

Если смотреть по федеральным округам, то в Дальневосточном федеральном округе 69 % отобранных партий не соответствовали требованиям качества и безопасности; в Приволжском федеральном округе "некачественных" оказалось 37% партий из отобранных для проверки; в Северо-Западном федеральном округе – 36 %; в Северо-Кавказском – 60 % ; в Сибирском – 62 %, в Уральском – 49 %, в Центральном федеральном округе – 30 %, а в Южном федеральном округе – 94 %.

Вот такие данные.

Нами введена в эксплуатацию и активно используется система раннего оповещения "Сирано". К сотрудничеству приглашены все федеральные органы власти. Более того, любой гражданин, любое учреждение, любой производитель может подключиться к системе раннего оповещения в индивидуальном порядке и отслеживать применительно к интересующей его продукции случаи обнаружения требований к качеству и безопасности в любом регионе Российской Федерации, если таковые имеют место.

К "Сирано" также подключены помимо наших территориальных управлений и лабораторий все ветеринарные службы субъектов.

Информация о случаях обнаружения небезопасной продукции мгновенно поступает в систему раннего оповещения, и где бы эта продукция ни реализовывалась, территориальные управления Россельхознадзора ее видят и принимают меры оперативного реагирования.

Далее из стенограммы заседания:


В.С. ТИМЧЕНКО
Коллеги, также в работе наших сегодняшних парламентских слушаний принимает участие помощник руководителя Россельхознадзора Алексеенко Алексей Николаевич.
Алексей Николаевич, можно прямо с места несколько слов. Пожалуйста.
А.Н. АЛЕКСЕЕНКО
парламентские слушанияХорошо. Спасибо.
Буквально несколько слов. Поскольку эти парламентские слушания проводятся по инициативе Комитета Совета Федерации по экономической политике, я хотел бы обратить внимание на экономику этого явления. Идет колоссальная фальсификация пищевой продукции. Это удар по нашему кошельку, как потребителей, удар по нашему здоровью и удар по интересам государства. Потому что мошенники не платят налоги, и фальсификация приводит к тому, что и мы, и Роспотребнадзор в ходе своих проверок в торговых сетях обнаруживаем продукцию, на этикетках которой указаны фирмы, не существующие в природе (а Роспотребнадзор их стыдливо называет "призраками").
С экономической точки зрения здесь мошенничество. И, когда мы обнаруживаем даже доброкачественные продукты, на этикетках которых указаны несуществующие фирмы, речь идет о мошенничестве, об уходе от налогов. То есть здесь все это сопровождается экономическими преступлениями.
В.С. ТИМЧЕНКО
Здоровье и экономика.
А.Н. АЛЕКСЕЕНКО
Совершенно верно, здоровье и экономика.
А масштабы этого бедствия… Вот Татьяна Викторовна рассказала о том, что мы находим. Примерно такие же цифры у Росконтроля, Роскачества, то есть масштабы бедствия действительно велики.
В.С. ТИМЧЕНКО
Колоссальны.
А.Н. АЛЕКСЕЕНКО
Колоссальны. Но мы имеем дело с системной проблемой, поэтому справиться с ней мы можем только системными методами. Та система, которую мы вводим, – это система контроля от поля до стола потребителя, то есть система сквозного контроля. Здесь не должно быть вбросов, впрысков той продукции, которую Татьяна показала на фотографии. Это действительно удар и по здоровью, и по кошельку.
В.С. ТИМЧЕНКО
Алексей Николаевич, мы ждем от вас, от вашей службы, предложений по законодательному регулированию этой проблемы, если в этом есть необходимость.
А.Н. АЛЕКСЕЕНКО
Хорошо.
В.С. ТИМЧЕНКО
И общественники, которые здесь присутствуют, также готовы участвовать в этой работе.
А.Н. АЛЕКСЕЕНКО
Я уверен в этом, потому что перед заседанием ко мне подошел Александр Бражко и показал масштабы бедствия. Но я надеюсь, что он сам это покажет, у него все это на столе в пластиковом пакете. Спасибо.



Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus