КОЛОНКА РЕДАКТОРА

КОЛЕБАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
Алексей Корягин,
 главный редактор сетевого издания «Права потребителя»,
председатель Объединения потребителей России

Памятник русскому Манчестеру
Алексей Корягин
На этой неделе я побывал в Иваново. Приехал рано утром на поезде, взял такси, попросил водителя отвезти в гостиницу «Русский Манчестер».

- Да, вот только у гостиницы и осталось это название – «Русский Манчестер». Она, как памятник, ведь раньше наш город так и называли – русский Манчестер. – критикнул реалии жизни водитель. Теперь мы – город торговых центров.

Действительно, подумал я (вспоминая Лодзь – польский Манчестер), что по аналогии с английским Манчестером – главным в свое время мировым центром торговли тканями, многие текстильные столицы в других странах связывали с этим символом – так и Иваново-Вознесенск называли Русским Манчестером. И в советское время каждый четвертый метр ткани в нашей стране, как утверждала статистика, давали ивановские фабрики и комбинаты.

В течение следующих десяти минут от водителя, как от народного информбюро, я получил большой объем разных сведений – естественно, о дорогах (стали лучше), местных ВУЗах, ивановских кавказцах и азербайджанцах, историю строительства комбината синтетического волокна, общественное мнение о «героях» коррупционных скандалов (поименно) и другую инсайд информацию, включая «без вариантов» прогноз об итогах предстоящих выборах губернатора области.

Удивленный таким спектром осведомленности работника средства передвижения, я оплатил и перевозку за себя, как пассажира, и за мое просвещение.

Диагноз, констатированный водителем, о том, что текстильного производства почти не видно, подтвердился в этот же день при моем посещении всероссийского отраслевого торгового комплекса «ТекстильПрофи-Иваново», разместившегося в корпусах бывшей фабрики. Надо сказать, что разнообразие, дизайн, качество постельного белья и текстиля для дома в магазинах этого комплекса меня порадовало, так же, как и цены (которые потом слишком резко  возрастают на московских прилавках).

Но при этом практически все изделия были из импортных, преимущественно китайских тканей.

В этой связи в голове всплыли воспоминания о состоявшемся шесть лет назад в июле 2008 года здесь в Иваново заседании президиума Госсовета, посвященного модернизации текстильной отрасли, после которого должен был наступить коренной перелом в текстильной промышленности и начаться ее возрождение. Надо сказать, что то заседание президиума Госсовета было подготовлено и прошло на высоком уровне, (за этой темой мы внимательно следили, так как Объединение потребителей России тогда активно занималось общественным контролем за реализацией контрафактной текстильной продукции; которой, кстати, сейчас меньше у нас не стало). В результате многочисленных оценок и планов пошел такой патриотический порыв – создать в Ивановской области «промышленный кластер», всем вместе возродить и т.д.

Через шесть лет видно – не получилось. О текстильном патриотизме как-то уже не вспоминается. Ушел навсегда в прошлое «русский Манчестер», уходит и определение - «город невест», так как нет больше «текстильной столицы» с ее многочисленными труженицами. Остается только высокое историческое звание (без юмора) Родины первых Советов, которое навсегда.

Может быть, стоит переосмыслить? И вспомнить опыт Советов? Стать патриотами?
Исполнение приговора откладывается
В августе две темы (кроме, конечно, главной - гражданская война на Украине) стали наиболее обсуждаемы в СМИ – наши ответные санкции «западу» и возможный в этой связи рост цен на продукты и, соответственно, правительственные меры по их сдерживанию. Публикаций на эти темы много, суть их общая в следующем.

Если коротко: правительство говорит – дефицита и роста цен не будет, мы их сдержим через соглашение с бизнесом (других вариантов пока не изобрели; правда, некоторые «общественники» бредят созданием каких-то онлайн-баз розничных цен на продукты, которыми, будут, по их мнению, пользоваться пенсионеры – здесь так и всплывает перед глазами онлайн-бабуля, которая сама хотя и знает давно все «свои» магазины, но все-таки ныряет в Интернет и выискивает, на какой конец города ей быстрее нестись за выгодой в несколько копеек; это, кстати, какое же движение на транспорте начнется!).

Эксперты и бизнесмены говорят обратное – цены вырастут, если даже сейчас затормозить их через «трехстороннее соглашение», то потом они все равно взлетят. Можно сказать, что приговор потребителям уже вынесен, но он немного откладывается.

История вопроса – неудачный опыт правительства по сдерживанию цен в прошлом, который вспоминают журналисты, подтверждает обоснованность прогноза экспертов – рост цен неминуем. Впрочем, они уже идут вверх, да и кто их сможет контролировать, скажем, на рынках?

В такой ситуации подобные вопросы даже излишне обсуждать. Не сомневайтесь, наша торговля выжмет из нас - потребителей, как обычно, по максимуму, все, что можно. Всегда в сложное для народа время наши доморощенные коммерсанты наживались на чужих бедах (например, когда горели торфяники под Москвой и люди задыхались от смога - бизнесмены взорвали цены на вентиляторы и кондиционеры, устраивали аукционы – кто больше заплатит). И никакие призывы к патриотизму, гражданской сопричастности, православным нравственным принципам до них не доходили и не дойдут. Не надо испытывать иллюзий. Их бог – деньги.

Более странно другое – эйфория относительно того, что наши ответные санкции помогут нашим производителям (при этом, в частности, почему-то никто не говорит о том, что стало с теми российскими бизнесменами, которые потеряли в результате наших ответных мер свои деньги, так как разорвались контракты, за которые уже были уплачены деньги).

Вдруг все в один голос стали говорить – какая радость, такой шанс для наших производителей, как им повезло! Все одновременно подхватили этот патриотический лейтмотив – ура, полки супермаркетов освободятся (что вряд ли, так как другой импорт на них и разместится), все в сети и т.п. Ладно, время покажет.

Но дело в другом - нельзя быть патриотом по обстоятельствам. А если завтра «помиримся» и санкциям конец? Что будем говорить – мол, сами производители виноваты - не успели войти в сети? И забудем о своих ситуационных восторгах?

Нет у нас другого пути, как разумная автаркия – это всегда было понятно. Компрадорская буржуазия – по определению не патриотична, максимально патриотичен только малый и средний бизнес, потому что только он по- настоящему связан с государством, потребителями, землей. Значит, его нужно всегда и реально поддерживать, а не на волне санкций.

Экономический патриотизм – должен стать нашей экономической политикой. А пока же для нашего малого и среднего бизнеса, для наших производителей так же, как и для потребителей – исполнение приговора (хотелось бы ошибиться) просто откладывается.
Гуд бай, «Макдоналдс»!
Я не хожу в «Макдоналдс», не ем такую пищу, считаю ее вредной для здоровья. Мне даже понравилась надпись на маленькой листовке (я солидарен с авторами этой уличной агитации за здоровый образ жизни), приклеенной к столбу в городе Рыбинске с изображением гамбургера, картошки - фри и логотипом этой сети, на которой было написано (извиняюсь): «Это даже есть не надо. Это уже – г…о!!!». Согласен. Словом, в привязанности к американской еде меня не уличишь.

Но волна антимакдоналдского активности, на днях образовавшаяся от вдруг встрепенувшегося Роспотребнадзора, впечатлила. Правда, жалко тех сотрудников из закрытых «Макдоналдс», которых по касательной эта ситуация задела лично, их-то отправили на улицу отдохнуть (в других ресторанах этой сети ребята замерли в нервном ожидании, ведь большинство из них приезжие из «других мест»).

И опять дело не в том, что рестораны позакрывали, а - по каким причинам. Уважаемые представители власти и Роспотребнадзора! Давайте закроем весь общепит в Москве, так как абсолютно во всех других предприятиях столичного общепита (и торговли), а также в большинстве «престижных» ресторанах, нарушений, как в «Макдоналдс», и даже гораздо более серьезных и опасных для жизни граждан - масса! Давайте все закроем или лучше вместе наведем порядок и будем патриотами своего города, своей улицы, своего дома. Ведь, Москва давно превратилась в бесконтрольную и опасную для здоровья граждан торговую зону с правилами и нормами поведения, которые устанавливают сами коммерсанты. Могу пригласить любого чиновника и любого сотрудника Роспотребнадзора пройтись по таким общепитовским и торговым заведениям с проверкой – везде нарушения прав потребителей будут зашкаливать. Особенно было бы показательно прогуляться по тем из них, на ужасающее положение которых мы – общественники - уже указывали в многочисленных жалобах, и на которые не было никакой реакции со стороны Роспотребнадзора.

В этом контексте хочется завершить лирически - строфой из малоизвестного стихотворения Александра Пушкина:
«Молчи ж, кума: и ты, как я грешна,
А всякого словами разобидишь,
В чужом глазу соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна».

28-08-2014




Добавить в закладки
Главная тема
Бороться за качество
Алексей КорягинОбщественники хотят навести порядок на потребительском рынке.

Интервью Алексея Корягина, руководителя проекта «Знак качества», председателя Объединения потребителей России, главного редактора сетевого издания "Права потребителя"
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ
ПартнерыНАШИ ПАРТНЕРЫ
Объединение потребителей России Объединение потребителей в МосквеПроект "Знак качества"Объединение потребителей России в Контактезащита прав потребителей в Подмосковье
СРО "Московия"Народное большинство России Школа муниципального политика Профсоюз ЕВРАЗИЯАрбитражный третейский суд г.Москвы


Система Orphus