Венок для потребителя

TASS_424122-pic452-452x452-24986.jpg

Фотография: ИТАР-ТАСС,

Банки, коллекторы, компании ЖКХ и туроператоры – самые злостные нарушители прав потребителей. К такому выводу пришли участники заседания президиума Госсовета с участием президента Дмитрия Медведева. Решать проблему будут через ужесточение ответственности. Но главное — не пережать, предупредил президент, а то те же коллекторы уйдут в криминал и «вместо конвертов венки будут к дверям присылать»

За 20 лет существования закона о защите прав потребителей в России сложилась национальная система защиты соответствующих прав граждан, заявил президент Дмитрий Медведев в Саранске на заседании президиума Госсовета, посвященном усилению госгарантий защиты прав потребителей. «Теперь соответствующее законодательство действует не только применительно к торговле и бытовым услугам, как было изначально, но и к ЖКХ, строительству, транспорту, туристической инфраструктуре и финансовой сфере. Многие процедуры себя неплохо зарекомендовали. Но есть и проблемы», — подчеркнул Медведев.

Больше всех права потребителей нарушают банкиры, компании, оказывающие жилищные и коммунальные услуги, а также туроператоры, следовало из доклада, подготовленного рабочей группой к заседанию. «Доля жилищно-коммунальных услуг в совокупном объеме услуг, оплачиваемых гражданами, увеличивается на 1,5—2% в год и составляет 27%. При этом число жалоб за 2010 год выросло в полтора раза и составило 57% от общего числа обращений», — сказал глава Республики Мордовия Николай Меркушкин. По словам губернатора Орловской области Александра Козлова, в прошлом году в его регионе было 1500 обращений граждан: «Это очень много для маленькой области.

Такой масштаб нарушений свидетельствует о том, что надо ужесточать ответственность для всех, кто работает в этой сфере, прежде всего для управляющих компаний и товариществ по управлению жильем».

Часть нарушений возникает из-за несоответствий в законодательстве. «В схожих ситуациях суды выносят противоположные решения. Городское население работает с поставщиками ресурсов через посредников, то есть вопрос регулируется по правилам жилищного законодательства. А сельское население работает с поставщиками напрямую, то есть по гражданскому законодательству и специальным законам. Одинаковый вопрос для граждан юридически решается по-разному. В решении судов много путаницы», — пояснил Меркушкин. Особенно от участников заседания досталось банкирам.

«В стране сложилась опасная доступность кредитов», — подчеркнул глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. По словам чиновника, к этому привели недостаток средств у населения при низкой финграмотности, агрессивная маркетинговая политика и навязчивая реклама продуктов банков.

«Банки запутывают клиентов. Им сложно разобраться в запутанных, хотя и легальных схемах», — согласился губернатор Курганской области Олег Богомолов и привел в пример переход банков на аннуитетные платежи. «Ипотека на 30 лет по ставке 12,75%. При дифференцированных платежах заемщик должен банку 4,1 млн рублей, а при аннуитетных — 5,5 млн рублей. Разница в 1,4 млн рублей — это, по сути, сумма взятого кредита», — возмущался Богомолов. «Одним мановением руки брюки превращаются в шорты, а по сути, с потребителя снимаются штаны», — согласился председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Права потребителей нарушаются и коллекторами, которым банки передают долги. По словам Онищенко, на заемщика накладываются заведомо спорные штрафные санкции: «Получается, что тело кредита выплачивается, а штрафные санкции передаются коллекторам. Это приводит к образованию у граждан несоразмерных задолженностей». Глава Роспотребнадзора подчеркнул, что проблему может решить принятие закона о банкротстве физлиц и установление предела ответственности граждан по неисполненным обязательствам.

«Необходимость принятия закона о коллекторской деятельности не кажется столь очевидной, как это пытаются представить коллекторы, фактически разработчики», — подчеркнул Онищенко, добавив, что для принудительного взыскания задолженности уже существуют судебные приставы.

«В коллекторский бизнес пришло очень много людей, которые недостойны заниматься таким благородным делом, как выбивать долги»,— согласился Янин и рассказал, как некоторые из заемщикова получают по почте конверты с изображением пиратского герба. Но у банкиров и коллекторов нашлись защитники. «Не подлежит сомнению, что должна быть транспарентность. Не подлежит сомнению, что у клиента должен быть выбор. Эту проблему призван решить закон о потребкредитовании, проект которого в высокой степени готовности», — подчеркнул зампред правления Центробанка Алексей Симановский. «На обмане мы бизнес не строим, иначе долго не просуществуем. Не надо делать из банкиров исчадие ада», — сказал президент Ассоциации российских банков ГарегинТосунян.

За коллекторов заступился Медведев. Если на такой вид бизнеса «набросить удавку», он будет криминализированным, предупредил он: «Вместо конвертов венки будут к дверям присылать, как в одном из фильмов». Но коллекторская деятельность должна регулироваться, признал он.

Досталось и туроператорам. «Туристическая услуга комплексная и неделимая на части. Недопустимо, что, взяв деньги, туроператор перекладывает свою вину за некачественную услугу на ее выполнителей — перевозчика или отель», — подчеркнул Меркушкин.

Для снижения рисков для потребителей необходимо расширить список оснований, по которым туроператор выплачивает страховое возмещение.

Целесообразно включить неисполнение условий договора, заключенного туроператором с третьим лицом, оказывающим отдельные услуги. Или неисполнение обязательств в связи с прекращением туроператором собственной деятельности по причине несостоятельности или банкротства», — сказал Онищенко, добавив, что необходимо установить административную ответственность для тех туроператоров, которые работают без внесения данных в реестр туроператоров.

Губернаторы выступили и за ужесточение законодательства. «По 294-ФЗ необходимо уведомить компании о внеплановой проверке за 72 часа. Но за это время компании успевают подготовиться. Необходимо пересмотреть это положение закона, по крайней мере в чувствительной сфере — питания и производства пищевых продуктов», — сказал глава Кабардино-Балкарской республики Арсен Каноков. «Есть системные нарушения. Сегодня эти внеплановые проверки позволят системно их устранить», — согласился губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Но президент и здесь призвал к осторожности: положение о внеплановых проверках носит антикоррупционный характер, и его отмена может привести к тому, что «внеплановые проверки будут всего и вся».

По словам Медведева, в ближайшее время будет подписан список поручений президента по улучшению защиты прав потребителей с учетом некоторых предложений, высказанных Госсоветом.

   

Российское интернет-издание  «Газета.Ru»16 января 2012 г.

Добавить в закладки
Главная тема
Бороться за качество
Алексей КорягинОбщественники хотят навести порядок на потребительском рынке.

Интервью Алексея Корягина, руководителя проекта «Знак качества», председателя Объединения потребителей России, главного редактора сетевого издания "Права потребителя"
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ
ПартнерыНАШИ ПАРТНЕРЫ
Объединение потребителей России Объединение потребителей в МосквеПроект "Знак качества"Объединение потребителей России в Контактезащита прав потребителей в Подмосковье
СРО "Московия"Народное большинство России Школа муниципального политика Профсоюз ЕВРАЗИЯАрбитражный третейский суд г.Москвы


Система Orphus