КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ЗА СОВЕТЫ НАМ ПРИДЕТСЯ БИТЬСЯ
Алексей КорягинПредседатель Объединения потребителей России Алексей Корягин комментирует одно из положений Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2013 года, и считает, что главу Роспотребнадзора, а также руководителей его территориальных органов нужно назначать с учетом мнения общественных организаций по защите прав потребителей.
Владимир Путин в Послании к Федеральному Собранию вновь обратился к вопросу о роли общественных советов при органах исполнительной власти. Сама эта тема для защитников прав потребителей является актуальной, в первую очередь, по причине неэффективности работы таких общественных советов при органах Роспотребнадзора. Чиновники этого ведомства по определению должны быть союзниками объединений потребителей, а в действительности практически повсеместно забюрократизировали деятельность общественных советов и в целом добились бесполезности их существования.

Напомню, в Послании Президент сказал: «Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. [далее Путин в одном предложении формулирует – какими должны быть такие советы и чем заниматься] И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции».

Итак, общественным советам при ведомствах, по мнению Президента, отводится роль экспертов, оппонентов и борцов с коррупцией, то есть фактически речь идет об общественном контроле за органами исполнительной власти. Если вернуться в послании на два абзаца выше, то посыл ко всему гражданскому обществу звучит еще мощнее: «Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение.

Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества».

Здесь Президент фактически определил миссию гражданского общества, народного патриотического большинства. Миссия гражданского общества по Путину - одна из ключевых и по государственной нагрузке не меньшая, чем миссия других институтов государства.

Но почему я говорю о том, что Путин вернулся к тезису о роли общественных советов при органах исполнительной власти?
Во-первых, надо отметить, что в принципе Путин «не забывает» своих ключевых политических, социальных и экономических тем, не оставляет их без внимания до реализации в определенной степени. Путин их постоянно «прокачивает» в различных своих выступлениях. Во-вторых, вообще-то все путинские Послания Федеральному Собранию нужно рассматривать во взаимосвязи, тогда будет более понятна его концептуальная президентская логика.

Поэтому здесь нужно вернуться к предвыборным программным публикациям Владимира Путина, - к статье «Демократия и качество государства». Именно в ней будущий Президент пишет о ведомственных советах следующее: «Важная задача – изменение работы общественных советов при органах исполнительной власти. В настоящее время их работа, скажу прямо, носит формальный и показательный характер. Необходимо отказаться от ведомственного подхода к формированию таких советов – их состав должна утверждать, например, Общественная палата России, а для региональных органов – соответствующие общественные палаты. Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей общественных организаций. Установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете. В компетенцию Общественных советов может войти паритетное с самим ведомством участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов».

Таким образом, роль общественных советов при органах исполнительной власти для Путина очень не просто важная, он рассматривает их, как один из инструментов демократии, рассчитывает на поддержку членов советов для осуществления преобразований. Но сегодня, как мы видим, этот тезис в жизни пока «не сработал», советы в своем большинстве так и остаются «формальными придатками» при ведомствах. Например, даже в самой Федеральной службе по защите прав потребителей и благополучия человека такой совет не проводился уже с 6 марта 2013г., а состав совета практически не обновлялся уже несколько лет, не смотря на официальные предложения по ротации его членов со стороны Объединения потребителей России. В ряде территориальных управлений Роспотребнадзора от работы с общественниками отгородились совсем и игнорируют большинство обращений о нарушениях прав потребителей и запросов, поступающих от общественных потребительских организаций. Надо также сказать, что в самой службе уже зреют идеи о том, каким образом вообще минимизировать, а лучше полностью прекратить отношения с общественниками, мотивируя это желание загрузкой, небольшими зарплатами, то есть, действуя по принципу «вас много, а я – одна».
Впрочем, ничего неожиданного в таком саботаже деятельности советов со стороны чиновников в принципе и нет. В статье «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить» Владимир Путин пишет о живучем в чиновничьей среде предубеждении по отношению к общественникам. И тут же поясняет: «За этим предубеждением стоит нежелание делиться ресурсами, стремление избежать конкуренции, да и боязнь реального спроса за порученное дело».

Таким образом, очевидно, что ждать сигнала от чиновников – идите к нам в советы – придется долго. Отсюда вывод – представителям общественных организаций идти в советы при исполнительных органах власти нужно самостоятельно, не ждать, когда оценят чьи-то былые заслуги, одарят вниманием, позовут. Нужно действовать самостоятельно и достаточно настойчиво. За советы придется биться! Отдавать их бюрократам нельзя! Основание для такого подхода, помимо точки зрения самого Президента, есть: общественные организации – это проводники «политики народного большинства», значит двери «в коридорах и кабинетах власти» для такой политики должны быть все открыты. Более того, убежден, что и назначать на руководящие должности в службах, от деятельности которых зависит социальное самочувствие нашего общества, необходимо после консультаций с институтами гражданского общества, с учетом мнения общественных организаций и экспертного сообщества.

Сегодня же очевидно, что предложение Путина о необходимости пересмотреть и активизировать деятельность общественных советов при ведомствах умышленно игнорируется теми же ведомствами. Поэтому у Объединения потребителей России нет другого выхода, как принять вызов и вступить в борьбу за советы.






Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus