Проблемы ЖКХ и пути их решения

Своими предложениями об изменении законодательства, регулирующего сферу ЖКХ, с интернет ресурсом "права потребителя" поделился  председатель Пермского регионального отделения Объединения потребителей России, член координационного совета по защите прав потребителей Пермского края Алексей Георгиевич Акименко:

foto_Perm_Akimenko_.jpg

Читаю статью в ежемесячной деловой газете «Пермский обозреватель» № 35 от 31 августа 2013 года и становится жутко за судьбу нашего государства…

В статье «В Перми происходит жилищно-коммунальный переворот» подробно рассказано как олигархи клонируют и делят между собой рынок жилищно-коммунальных услуг. Как эти уважаемые люди создавали свои управляющие компании, организовывали объединения управляющих компаний, получали дотации государства на ремонт жилищного фонда, банкротили компании, переименовывали названия компаний – ну, в общем, уходили от ответственности за присвоение средств жителей.

К таким олигархам газета относит Александра Фенёва – ныне министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Алексея Луканина – депутата Законодательного собрания Пермского края, Александра Самонова – помощника депутата государственной думы Галины Хованской, Александра Морозова, Андрея Березина – бывшего заместителя начальника департамента ЖКХ – ныне арестованного за получения взятки в размере 800 тыс. руб. Этот список можно продолжать, включая в него небезызвестного олигарха Виктора Вексельберга – руководителя холдинга монополиста на поставку жителям Перми воды и тепла.

Представители компаний-монополистов теперь уже всюду: и в законодательной власти, и в исполнительной, и в крае, и в городе.

У монополиста-предпринимателя стоит задача получить максимальную прибыль от своей деятельности. В жилищно-коммунальной сфере, где собственники платят установленные платежи за услугу, это выглядит так: Чем меньше управляющая компания потратит средств на оказание услуг – тем выше прибыль.

И всё это происходит в самой болезненной отрасли затрагивающей подавляющее большинство жителей страны?

Как показывает наш восьмилетней опыт работы в сфере защиты прав потребителей в системе ЖКХ, причина такого развала очевидна. Неправильное построение самой системы, если её так можно назвать, управления отраслью, противоречащей не только законам логики и здравому смыслу, но и Конституции России.

На рынке жилищно-коммунальных услуг на сегодняшний день существуют два игрока.

С одной стороны – собственник, кому принадлежит жильё на правах частной собственности (статья 35 Конституции РФ) и это право охраняется законом.

С другой стороны – частные предприниматели, которых по ошибке назвали управляющими.

Управляющими эти компании становятся только тогда, когда собственники на основании возмездного договора делегируют им эту функцию. Во всех остальных случаях это коммерческие структуры, которые по возмездному договору за оговоренную с собственником плату берут на себя обязанность по содержанию жилья собственника. Кроме того они являются посредниками между ресурсоснабжающими организациями и собственниками на поставку электроэнергии, газа, тепла, воды водоотведения и. т. д.

Сами ресурсоснабжающие организации – тоже посредники между производителями ресурса и «управляющими» компаниями.

Таким образом, у собственника на покупку ресурса не только не стало права выбора производителя, но и стало два посредника, что окончательно подорвало конкуренцию на рынке ресурсов, обеспечивающих коммунальную сферу.

К этому еще стоит прибавить пассивность и бесконтрольность со стороны собственников за расходованием своих денег. Вот вам и причина всех бед коммунальной сферы. Надо чтобы деньгами распоряжались не «управляющая» компания, а собственники по принципу «ты мне товар, а я тебе деньги».

Обострение ситуации в системе ЖКХ заставило Государственную думу принять в 2011 году поправки в Жилищный кодекс и ввести для контроля такой институт, как Совет многоквартирного дома. Толька это оказалась полумерой, так как непонятно, кто сможет грамотно повседневно контролировать управляющую структуру на общественных началах?

Принятие поправки в Жилищный кодекс Законом 271-ФЗ и установление «Организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома» и размытое в этом разделе право собственников на контроль дают права олигархам и чиновникам «распилить» эти собираемые миллиарды по их понятиям.

Для предотвращения такой ситуации надо в корне поменять систему управления отраслью, максимально включив уснувшего от безысходности собственника не желающего управлять своей собственностью и экономить коммунальные ресурсы, так как все равно расходы насчитают по нормативам.

Необходимо установить систему, исключающую коррупцию в жилищно-коммунальной сфере. Такой системой может стать выбранная самими собственниками система.

Выборность снизу доверху и контроль сверху донизу!

Главным хозяином отрасли, как определено Конституцией, должен стать сам собственник, так как только он максимально заинтересован в надлежащем содержании принадлежащего ему на правах частной собственности, как своей квартиры, так и общедомового имущества своего дома. При этом он максимально заинтересован в экономии коммунальных ресурсов и снижения расходов на содержание жилья при высоком качестве получения коммунальных услуг.

Собственники очным, заочным, а если это дом, где проживает большое количество собственников, методом проведения конференции, должны избрать Совет многоквартирного дома, утвердить его устав и наделив его правом юридического лица как общественной организации по управлению домом. Совет дома как юридическое лицо должен иметь свой счет в банке и печать. Уставом дома определяется штатное расписание дома, какие услуги и работы выполняются самостоятельно, а на какие услуги надо заключить договора с специализирующимися на оказании коммунальных услуг организациями.

Сбор средств на содержание дома, текущий и капитальный ремонт, совет собирает самостоятельно по предварительно составленной и утвержденной общим собранием собственников смете расходов. Для грамотного содержания дома (домов) на конкурсной основе принимается Управдом. Права и обязанности Управдома определяются уставом дома.

Для снижения расходов и повышения качества коммунальных услуг внутри квартала по решению общих собраний дома могут объединяться в Объединенный совет квартала, согласно совместно утвержденному уставу, не нарушая самостоятельности каждого многоквартирного дома.

Для оказания технической, юридической и консультационной помощи Советам и их объединениям, правлением Товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов на добровольной выборной основе создаются Объединения домовых Советов микрорайона. Права и обязанности объединения определяются уставом Совета микрорайона как общественной организации по защите прав и интересов потребителей коммунальных услуг. Устав Объединения совета микрорайона утверждается конференцией. Делегатами конференции являются избранные Председатели и члены Советов многоквартирных домов, председатели и члены правления ТСЖ и жилищных кооперативов.

Объединения домовых советов осуществляет контроль за уставной и финансовой деятельностью Советов многоквартирных домов, правлений ТСЖ и жилищных кооперативов в рамках своих полномочий определённых уставом объединения.

Сегодня собственники платят управляющим компаниям 17-20 % от статьи на содержание жилья (приблизительно 3 руб. с квадратного метра жилой площади). Этих денег вполне достаточно для содержания Совета дома. А если учесть, что при такой системе не пропадет ни одна копейка, то получается большая экономия.

А дальше по предлагаемой схеме можно создать Совет района, города, края и всё демократично, всё подконтрольно.

Чтобы как-то исправить положение и не загубить коммунальную сферу, окончательно предлагается законодательно, на региональном уровне, принять концепцию управления Жилищно-коммунальной сферой по принципу: «выборность снизу доверху и контроль сверху донизу», согласно прилагаемой схеме. Для окончательного утверждения концепции создать пилотный проект в регионах и принять концепцию на законодательном уровне.

Принятие такой системы будит иметь такое противостояние, так как она исключает ту саму коррупцию в системе ЖКХ, о которой говорят все, включая президента, но при этом никто ничего не делает для исправления ситуации.

А время идет, и дома ветшают, ветшают, ветшают...

Sxema_GKX_Perm_.jpg

Немного повторения. Зачем нужна такая система?

Совет многоквартирного дома и председатель совета. Их обязанности, наконец-то определены Жилищным кодексом РФ. А вот прав у них практически нет. Притом непонятно: если в доме более 200 квартир, на каких условиях председатель совета, у которого такой большой объем работы, должен выполнять свои обязанности? Если на общественных, то это опять «бабушка», от которой ни вреда ни пользы.

Объединения Домовых советов микрорайона. Необходимость такого органа состоит в том, чтобы жители понимали, что у них есть свой вышестоящий орган, ими избранный который защитит их права. Кто поможет собственникам и арендаторам составить грамотный устав, договор с ресурсоснабжающий организацией, кто проверит тарифы и расценки на квартплату, кто примет выполненные работы по текущему и капитальному ремонту кто проверит законность и целесообразность расходования средств советами домов.


Увеличить схему
Если внести изменение в устав города, то это будет законно избранный жителями Совет микрорайона. Сегодня эти советы неизвестно кем избираются – скорее назначаются с непонятными функциями.

Союз домовых Советов. Это та организация, которая по своей сути готова противостоять произволу со стороны муниципальной власти, судов и прокуратуры.

Незначительные поправки в законодательство могут повлиять на тот беспредел, творящийся сейчас в коммунальной сфере.

Идея проста: деньги собственника под контроль собственника!

Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus