Потребитель — за социальную справедливость

17 июля 2013, Он-лайн газета priamurka.ru

Этот девиз съезда стал программой действий общественного движения на несколько лет вперед.

W_mandat.jpgВторой съезд общественного движения «Объединение потребителей России», утвердивший программу в защиту прав и интересов потребителей на период 2013 — 2016 годы, принял также резолюцию, которая предусматривает введение института уполномоченного по правам потребителей, открытие региональных отделений, создание международной общественной организации «Союз объединений потребителей Евразии».

Вывод делегатов съезда о необходимости реформирования закона о защите прав потребителей прокомментировал председатель Хабаровского отделения Объединения потребителей России Константин Ошкин, участвовавший в работе форума.

— Законодательство отстало от времени, поэтому требуется внесение поправок. Сегодня потребитель сталкивается с незначительными, но массовыми нарушениями своих прав. Как правило, суммы ущерба небольшие, но противостоять в одиночку с точки зрения сбора доказательств человек не может. Но если и сможет, то затраты по восстановлению нарушенного права несоразмерны с уровнем компенсации, предусмотренной законом. Как найти свидетелей, зафиксировать факт нарушения, наконец, оформить претензию? Зафиксировать нарушения с помощью фото или видеосъемки сложно. Как правило, препятствует охрана, хотя торговый зал — это публичное место. Обращаясь в суд, потребитель должен иметь возможность получить адекватную компенсацию потерянного рабочего времени, затраченных на судебные издержки средств, компенсацию морального вреда. Компенсация должна рассчитываться не из стоимости некачественного товара, а часто это несколько десятков рублей, а из суммарных потерь.

Обращаясь за помощью, нужно быть уверенным, что надзорный орган сам соблюдает закон. Однако подъезжая к зданию федерального органа власти, потребитель видит, что парковка там предусмотрена лишь для «своих автомобилей». Охрана требует убрать твою машину, хотя должна знать: дорожный знак «только для автомашин ведомства» законодательство не предусматривает.

Корпорации устанавливают свои собственные правила для потребителей. Прокуратура признает незаконность действий поставщика услуги, но для того чтобы отстоять свое право, предлагает обращаться в суд. Решение выносится в отношении частного лица, поэтому появляется необходимость подавать иск от имени неопределенного круга лиц в защиту массового потребителя. Но и здесь не все просто. Простой пример. Продавец позиционирует товар под своей маркой, но фактически это копия другой продукции с более низкой ценой и качеством. Потребители вводятся в заблуждение. Налицо факт недобросовестной конкуренции. Решение суда в защиту неопределенного круга лиц можно легко обойти. Продавец снимает товар с прилавка, и дело закрывается. Потребитель не получает компенсацию, продавец не наказывается, проблема не решается. Товар перемещается в другой регион, где и реализуется.

Мы рекомендуем производителям сотрудничать с обществами защиты прав потребителей, ибо только потребители способны выявлять подобные нарушения. Ведь юридические лица обладают знаниями и финансовыми ресурсами, чтобы решать свои проблемы, а потребитель остается чаще всего со своей бедой один на один.

Много обращений в адрес общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей, поступает по проблемам ценообразования. Предприниматели устанавливают цены как бог на душу положил. В условиях монополий рынок не сформировался, и потребитель, сталкиваясь с фактами включения в цены и тарифы необоснованных затрат, настаивает на принятии закона о государственном регулировании цен. Государство должно ограничивать аппетиты монополий, устанавливая предельные планки хотя бы по уровню зарплат их руководителей. Многие сталкиваются с необходимостью платить незаконные комиссии. Оплачивая 30 рублей, теряют на комиссионных выплатах банку 100 рублей. В городе много банкоматов с информацией об отсутствии комиссии. Фактически комиссия взимается, а потребитель не спешит в суд. Введение в заблуждение карается штрафом, но банкиров наказание не пугает, ибо доход на комиссиях покрывает любые издержки.

Немалую роль может сыграть активность общественных институтов. Так, изменения в законодательстве в сфере долевого строительства появились только тогда, когда число обманутых дольщиков достигло ста тысяч, сумма ущерба стала измеряться десятками миллиардов рублей, и люди вышли на акции протеста. Ошибки в законодательстве лишили их и денег, и квартир. Известно, что некачественный товар можно обменять или добиться возврата денег за него. В случае обмана при участии в программе долевого строительства добиться возврата денег не удается. Но ведь именно государство выделяет земельный участок, выдает разрешение на строительство, регистрирует застройщика, и оно обязано нести ответственность. Проблемы возникают даже при получении в БТИ технического паспорта для регистрации прав собственности на квартиру. С граждан берут за паспорт деньги, хотя его стоимость уже заложена в стоимость разрешительных документов на ввод дома в эксплуатацию. Закон предусматривает создание органа управления многоквартирным домом, для чего жильцы должны зарегистрировать права собственности на квартиры. Но одни это не делают, рассчитывая продать жилье, другие затягивают решение в надежде уйти от налогообложения. Отсутствие органа управления домом ведет к появлению незаконных ТСЖ или управляющих компаний со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.

Противодействие массовым нарушениям неэффективно без совершенствования законодательства и активности гражданского общества.

Добавить в закладки
Главная тема
Бороться за качество
Алексей КорягинОбщественники хотят навести порядок на потребительском рынке.

Интервью Алексея Корягина, руководителя проекта «Знак качества», председателя Объединения потребителей России, главного редактора сетевого издания "Права потребителя"
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ
ПартнерыНАШИ ПАРТНЕРЫ
Объединение потребителей России Объединение потребителей в МосквеПроект "Знак качества"Объединение потребителей России в Контактезащита прав потребителей в Подмосковье
СРО "Московия"Народное большинство России Школа муниципального политика Профсоюз ЕВРАЗИЯАрбитражный третейский суд г.Москвы


Система Orphus