Госсовет не услышал Степашина: вместо "заморозки" тарифов в ЖКХ предложено долгосрочное ограничение роста платежей

41d46a2a8784f7f5caaa.jpg
В минувшую пятницу (31 мая) на заседании Госсовета по вопросам ЖКХ президент России Владимир Путин озвучил главные проблемы коммунальной сферы, в первую очередь, это низкие темпы модернизации и износ сетей, для восстановления которых требуется 9 трлн рублей. Найти такие средства проблематично из-за низкой инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы. Кроме того, тормозят развитие отрасли неплатежи и кадровый дефицит, который на сегодняшний день доходит до 70%.

Владимир Путин предложил обсудить установку на федеральном уровне порядка долгосрочного регулирования роста платежей. "При этом очевидно, что политика госрегулирования тарифов должна быть понятной и прозрачной, чтобы инвестор понимал, когда и с какой доходностью он сможет вернуть вложенный капитал, иначе мы тоже не добьёмся необходимого, нужного результата", - заявил президент.

Напомним, что с предложением заменить госрегулирование тарифов долгосрочным ограничением роста конечных платежей населения, передав контроль над ними Федеральной службе по тарифам, впервые выступила правительственная рабочая группа по развитию ЖКХ. Свои инициативы она зафиксировала в законопроекте "О регулировании платы граждан за жилищно-коммунальные услуги…". Предлагаемый законопроект вводит процентные "предельные индексы", которые определяют возможное изменение платы. Устанавливаться индексы будут раз в три года, а изменяться — не чаще чем раз в пять лет. На уровне субъектов РФ их, как сейчас тарифы ЖКХ, будет определять правительство, а определение методик расчета и контроль предельных индексов предлагается оставить за Федеральной службой по тарифам (ФСТ), сейчас контролирующей рост тарифов на услуги ЖКХ.

Между тем, глава Счетной Палаты РФ Сергей Степашин также озадачен решением "коммунальной проблемы". Он направил письмо в российское правительство с предложением "заморозить" тарифы ЖКХ для населения на 3 года. Свое мнение Степашин аргументировал тем, что плата за ЖКХ растет, а формирование затрат в этой сфере абсолютно не прозрачно.

Эксперты считают замену госрегулирования тарифов долгосрочным ограничением роста платежей правильной и своевременной мерой.

Экономист Андрей Паршев в беседе с Накануне.RU говорит, что причина появления идеи о долгосрочном ограничении роста платежей населения связана с взрывным ростом тарифов ЖКХ. "Тарифы вроде бы ограничиваются, однако платежи населения при этом начинают непропорционально расти. Это связано с тем, что структура платежей более сложная, чем базовые показатели, которые подвергаются госрегулированию. Вот тут возникла такая идея защитить население от некоторых дополнительных поборов", - поясняет экономист.

Сегодняшняя система тарифов и платежей за коммунальные услуги предусматривает, что за все платит конечный потребитель. "Например, если в доме половина жильцов платит по счетчикам, а другая половина по какому-то показателю, тот тут вопрос, с кого брать деньги, за что потрачено сверх норматива? Предложения комиссии направлены на то, чтобы переложить эту проблему на распредсети, например, на те организации, которые являются посредниками между гражданами и производителями первичных ресурсов", - считает Андрей Паршев.

Паршев предлагает ограничить прибыль этих организаций, и тратить средства на восстановление инфраструктуры. Однако сложно сказать, насколько эта мера окажется эффективной из-за непрозрачности распределения денег: сколько средств из квитанции идет на оплату самих услуг, сколько на ремонт и восстановление сетей, а какая сумма просто кладется "в карман".

"Результат работы комиссии направлен на защиту потребителя. На мой взгляд, такая система, когда государство устраняется от контроля таких мелочных услуг, не очень действенна. К сожалению, слишком много у нас уходит "в карман". Причем как деньги населения, так и дотации от государства. Эту ситуацию нужно менять", - уверен Андрей Паршев.

"Ограничение платежей граждан – это логично, но труднореализуемо. Очевидно что, платежи зависят от многих факторов, поэтому нормировать их достаточно сложно", - уверен замдиректора направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" Владилен Прокофьев. Эксперт также поясняет, что в России сегодня платеж зависит от двух показателей – от величины тарифа и от объема потребления коммунального ресурса.

|Фото: 2001.novayagazeta.ru

"Раньше по стране "текли" практически все бачки унитазов, у нас не было рассеивателей на кранах… Сейчас в большинстве квартир установлена современная сантехника, и расход воды в среднем по России сократился примерно на 40%. В отдельных городах – на 90%. Очевидно, что при сокращении потребления объема граждане платят меньше. Это с одной стороны хорошо, но с другой, предприятия недополучают те деньги, которые им необходимы для нормального содержания объектов. Это приводит к ухудшению ситуации в секторе, увеличению числа аварий в системах водоснабжения. В статистике есть такой показатель: "доля сетей, нуждающаяся в замене". По воде эта доля растет ежегодно на 1%, по водоотведению – на 1,5%", - отмечает Владилен Прокофьев.

Прокофьев напомнил, что о необходимости перехода на долгосрочные меры говорят уже больше 7 лет. "На мой взгляд, это необходимый шаг, потому что сегодня, когда происходит регулирование раз в год, инвесторы опасаются вкладывать средства в коммунальные объекты из-за неопределенности. Нет никаких гарантий, что в следующем году тарифная политика останется такой же. В результате инвесторы сегодня с большой опаской вкладывают деньги в коммунальный сектор. Если бы было принято решение о гарантиях роста тарифов на 5-7 лет, хотя бы на уровне инфляции, то это позитивно бы сказалось на привлечении инвестиций. При этом установление долгосрочных тарифов необходимо увязать с обязанностью ресурсоснабжающей организации инвестировать деньги в объекты коммунальной инфраструктуры", - пояснил свою точку зрения Владилен Прокофьев.

Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Катасонов также уверен, что инициатива в большей мере направлена на поддержку населения. "Очень важным моментом является предсказуемость, возможность планирования. Когда мы каждый год с ужасом узнаем, что будет то ли 30% рост тарифов, то ли 40%, разве тут можно что-то планировать? Очень важно, чтобы у граждан складывалось уважение к власти, если мы заявили, что в течение 5-7 лет будет такая ситуация, то мы должны добиться таких результатов", - отметил в беседе с Накануне.RU депутат Сергей Катасонов.

"Мы сегодня дошли до такой точки, что бросать это все нельзя. Для этого нужна политическая воля. Почему? Да потому что у нас тарифы определяются федеральной составляющей, газ, электричество - это 70% всех тарифов. И это не регулируется регионами, это регулируется напрямую правительством. Если оно остановит рост тарифов на эти ресурсы, которые у нас сегодня по газу выше, чем в США, по электричеству – выше, чем в Китае и т.д., то все вопросы будут решены", - добавляет Катасонов.

Сходятся мнения экспертов и относительно предложения главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина. "Такой шаг совершенно недопустим в пределах России. Конечно, руководители уровня Степашина мыслят категориями "страна", но нужно понимать, что страна у нас очень большая, и ситуация в России очень неоднородна. У нас есть регионы, где средние тарифы по воде могут отличаться в десятки раз. Так, в Адыгее тариф на воду в среднем составляет 13 руб. за куб.м., а Ненецком АО – 232 руб. за куб.м, то есть разница более чем в 10 раз. По отоплению, например, в Башкортостане тариф на 1 гккал тепловой энергии составляет 942 руб., а на Чукотке - 5 850 руб. Это две большие разницы. По электричеству, например, в Иркутской области 70 коп. за 1 кВ/ч, а в Новгородской области – около 6 руб. за 1 кВ/ч", - приводит данные статистики Владилен Прокофьев.

"Говорить о том, чтобы заморозить тарифы везде на 3 года - это неправильно. Надо подходить дифференцировано: "заморозить" тарифы там, где они очень высокие, но повышать там, где они низкие и требуются инвестиции в отрасль. При принятии тарифных решений необходимо исходить из текущей ситуации в отрасли", - добавляет он.

Депутат Госдумы Катасонов в свою очередь напоминает, что подобная мера уже применялась в нашей стране. "Мы уже такое делали и сейчас опять применить для того, чтобы потом в 2 раза поднимать тарифы? Нет, этого делать нельзя", - убежден парламентарий.

счетчик, электричество, тариф|Фото: ya-blogger.ru

"Это неактуально по нескольким причинам. Кроме федеральных составляющих, которые нам, конечно, не дадут остановить, у нас есть переменные - зарплаты, производственные программы по газу, по водоканалам. Естественно с инфляцией, с ростом цен, если мы это остановим, то мы остановим ремонты, остановим производственные программы по замене сетей.У нас и так 60% износа сетей", - говорит Катасонов.

"Прямое регулирование цен – это каменный век", - уверен экономист Паршев.

"Если мы хотим регулировать цены, то говоря "А", надо говорить и "Б". Нужно создавать систему контроля этих средств. Просто так сказать, а давайте цена будет такая – это бессмысленно в нынешней ситуации", - заключает он.

ИНТЕРЕСНО:

Стенографический отчёт о заседании Государственного совета «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг» размещен на сайте Президент.рф

Добавить в закладки
Главная тема
Бороться за качество
Алексей КорягинОбщественники хотят навести порядок на потребительском рынке.

Интервью Алексея Корягина, руководителя проекта «Знак качества», председателя Объединения потребителей России, главного редактора сетевого издания "Права потребителя"
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ
ПартнерыНАШИ ПАРТНЕРЫ
Объединение потребителей России Объединение потребителей в МосквеПроект "Знак качества"Объединение потребителей России в Контактезащита прав потребителей в Подмосковье
СРО "Московия"Народное большинство России Школа муниципального политика Профсоюз ЕВРАЗИЯАрбитражный третейский суд г.Москвы


Система Orphus