О соблюдении прав потребителей при оказании образовательных услуг образовательными организациями высшего образования (вузами)


ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ


итоги исследования



















Объединением потребителей России в период 2018-2019 гг. проведен общественный мониторинг соблюдения прав потребителей образовательными организациями высшего образования (вузами).
 
Мониторинг проводился посредством осмотра официальных сайтов вузов, информационных стендов по месту фактического осуществления образовательной деятельности на предмет соблюдения требований законодательства к информационной открытости в сети интернет и анализа договоров оказания платных услуг, заключаемых вузами с будущими студентами.

Формирование выборки вузов для проведения мониторинга осуществлялось с учетом обращений граждан в Объединение потребителей России, а также отзывов потребителей в открытых источниках в сети интернет.

Одновременно экспертами Объединения потребителей были проанализированы сайты высших судебных инстанций, надзорных органов.

В ходе мониторинга были выявлены нарушения требований законодательства к предоставлению потребителям информации, содержащей сведения о платных образовательных услугах, а также нарушения требований к договору.

По отдельным вузам выявлена информация о недостатках при оказании образовательных услуг.
Так, применительно к требованиям к предоставлению информации, содержащей сведения о платных образовательных услугах, в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" выявлены следующие нарушения:
- не предоставление исполнителем информация, предусмотренной п. 9 и 10 Правил, в месте фактического осуществления образовательной деятельности (п. 11 Правил оказания платных образовательных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706);

- не размещение в полном объеме на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимой информации (п.3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582: п. 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785:

- не размещение на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), а также на информационном стенде (табло) приемной комиссии и (или) в электронной информационной системе информация о приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2019/20 учебный год (пункт 49 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147);

- не обеспечение приемной комиссией организации функционирования раздела официального сайта для поступающих ответов на вопросы (пункт 50 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147);

- не размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационном стенде приемной комиссии информации:
- о возможности дистанционной сдачи вступительных испытаний;
- о шкале оценивания и минимальном количестве баллов, подтверждающем успешное прохождение вступительного испытания (для каждого вступительного испытания);
- о формах проведения вступительных испытаний;
- программы вступительных испытаний;
- об особенностях проведения вступительных испытаний для поступающих инвалидов;
- о правилах подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний (п. 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2017 № 13).
Типовые нарушения к договору, по данным мониторинга, заключаются во включении в договоры на обучение по образовательным программам высшего образования условий, ущемляющих права потребителей ( статья 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"). В частности, о возможности увеличения в одностороннем порядке стоимости платных образовательных услуг после заключения договора. Тогда как пункт 8 Правил оказания платных образовательных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706, предусматривает, что увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Между тем, изменение одного из обязательных условий договора, в том числе изменения стоимости обучения, без заключения дополнительного соглашения с потребителем противоречит двустороннему характеру отношений между образовательной организацией и обучающимся (его родителями) (см. Постановление АС УО от 12.02.2016 N Ф09-11875/15 по делу N А60-34128/2015, Постановлением ВС РФ от 29.07.2016 N 309-АД16-4556 данное Постановление оставлено без изменения).

Кроме того, зачастую в договорах не указывается полная стоимость образовательных услуг, а сведения, указанные в договоре, не соответствуют информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на дату заключения договора (п.15 Правил оказания платных образовательных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706.

Также достаточно распространенным нарушением является отсутствие в договорах данных, предусмотренных п.12 .Правил оказания платных образовательных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706:
- о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии); виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности); форме обучения, сроках освоения образовательной программы (продолжительности обучения);

- виде документа (при наличии), выдаваемого лицу, обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).
Из недостатков оказания образовательных услуг необходимо отметить следующий.

Нередко на практике образовательные учреждения лишаются государственной аккредитации в течение срока обучения студента, при этом информация об этом до получателя образовательной услуги не доводится и он получает диплом негосударственного образца.

Верховный суд Республики Татарстан, разрешая спор и принимая решение по такой ситуации, исходил из того, что образовательная услуга, на получение которой рассчитывала гражданка, ответчиком оказана ненадлежащим образом (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.08.2017 по делу N 33-11781/2017).

По итогам мониторинга подготовлено информационное письмо в Рособрнадзор – Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сфере образования, который в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в частности, имеет право:
1) проводить контрольные мероприятия в установленной сфере деятельности;

2) организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок;

3) пресекать факты нарушения законодательства, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний, а также путем осуществления контроля за их исполнением.
За нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (выразившееся, в том числе, в нарушении правил оказания платных образовательных услуг) образовательная организация может быть привлечена к ответственности по ч.1 ст.19.30. КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.2 ст.19.30 КоАП РФ реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом либо неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч.3 ст. 19.30 КоАП РФ выдача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам документов об образовании, документов об образовании и о квалификации установленного в соответствии с законодательством об образовании образца, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ).




Добавить в закладки
ПОПУЛЯРНОЕ
       о проекте             

Система Orphus