Подъемный коллапс: в каком состоянии находится рынок лифтов в России

Рынок лифтов в России в последние полгода стал головной болью и чиновников, и общественности: раз за разом с подъемниками случают ЧП, а все потому, что почти треть всех лифтов в стране выработали свой срок службы.

лифт

По материалам портала "РИА Недвижимость"


Смертельный подъем

По данным комитета Госдумы России по жилищной политике и ЖКХ, за последние пять лет из-за аварий в российских лифтах погибло 73 человека. Объемы устаревшего оборудования также растут — в 2016 году предполагается заменить порядка 8,5 тысяч старых лифтов, при этом в России каждый год успевают состариться еще около 10 тысяч лифтов.

"Только за четыре месяца, с конца прошлого года, произошло 20 несчастных случаев, погибло 14 человек, травмировано 10. То есть это, грубо говоря, два отделения солдат на войне", — гендиректор Ассоциации делового сотрудничества "Саморегулируемая организация "Лифтсервис" Алексей Захаров.
Причина лифтопада
Данные Общественного совета при Минстрое свидетельствуют о том, что в среднем по стране около 30% лифтов в жилищном фонде выработали свой срок службы (25 лет) и требуют замены. В 22 субъектах от 50% и выше лифтов можно считать небезопасными. Получается, что во многих регионах каждый третий, а в некоторых и каждый второй лифт не отвечает требованиям безопасности.

"Ситуацию усугубило снижение уровня государственного контроля и надзора за безопасной эксплуатацией лифтов, вывод их в 2013 году из категории "опасных производственных объектов". Это привело к необратимым последствиям в части увеличения смертности на лифтах", — говорит руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое РФ Сергей Чернышов.
Захаров в свою очередь отмечает, что в России, в жилом секторе, насчитывается более 430 тысяч лифтов, из которых на сегодня 120 тысяч лифтов устарели и требуют замены либо ремонта, которые потребуют порядка 200 миллиардов рублей.

Одной из причин несчастных случаев, связанных с лифтами, Захаров назвал отсутствие вертикали профессионально-технического надзора в лифтовой отрасли со стороны Ростехнадзора. "На данный момент в лифтовой отрасли на разных стадиях жизненного цикла лифта надзорными органами выступают Росстандарт, Росаккредитация, Минпромторг, Госстройнадзор, Ростехнадзор, МЧС России, Госжилинспекция, Минприроды, Роспотребнадзор. В сложившейся ситуации, получается, у семи нянек дитя без глазу", — подчеркивает Захаров.

По его словам, с отменой лицензирования и контроля со стороны Ростехнадзора появились организации по монтажу и обслуживанию лифтов, не владеющие необходимыми технологиями. "При этом были отменены правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, которые были обязательными для исполнения заводом-изготовителем и монтажными организациями. Вновь разработанные нормативные документы носят рекомендательный характер. Сложившаяся система договорных отношений между управляющей компанией и специализированными организациями не позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию лифта", — объясняет эксперт.
Кто правит рынком
На рынке лифтового оборудования, безусловно, есть конкуренция, особенно между российскими и иностранными производителями, говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. В России ежегодно вводится в эксплуатацию около 35 тысяч лифтов, из которых более 60% — российские, то есть на 70% и более состоящие из отечественных комплектующих.

Наиболее популярные производители российских лифтов: лидеры — Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод, "ОТИС Лифт Россия", Серпуховской лифтостроительный завод, "Евролифтмаш", "Нижегородлифтмаш" и "Кузбасс лифт".

"Как правило, в домах эконом- и комфорт-классов оптимальными считаются лифты от заводов "Могилевлифтмаш", Щербинского лифтового завода, компаний Otis, Mitsubishi и других. Для премиум-класса в основном это бренды Thysson, Shindler, SKG, Kone", — замечает гендиректор девелоперской компании "Леонтьевский Мыс" Игорь Оноков.

Чернышов отметил, что в кризис из-за курсовой разницы у российских производителей появилась возможность занять нишу лифтов бизнес и бизнес + классов.
Немеждународный стандарт
Согласно действующим СНИПам, в жилых домах до 10 этажей достаточно одного лифта на подъезд, если в доме от 11 до 17 этажей, то лифтов должно быть два, причем один из них грузовой. В высотных зданиях необходимо устанавливать четыре лифта, объясняет Оноков.

Что касается обслуживания лифтовых кабин, то механик-специалист должен хотя бы раз в месяц проводить обслуживание — осмотр, смазку и регулировку всех механизмов, а также дополнительно выходить на проверку по заявкам жильцов, добавляет Николаева. Еще одну проверку работы лифта он должен провести раз в три месяца, а затем раз в шесть месяцев. Один раз в год проводится полная подготовка лифта к техническому освидетельствованию, продолжает она.
Оценку лифтов должна проводить уполномоченная организация или инженерный центр, говорит Чернышов. Если в ходе проверки выявляется неисправность, то ее должна устранять управляющая компания.

"Если лифт необходимо заменить, то это можно сделать двумя путями: либо попасть в федеральную или региональную программу по его замене, либо собрать необходимую сумму с жителей. Стоимость подобных работ составляет около 1,5 миллиона рублей. Работы можно проводить в рассрочку — на квартал, на шесть месяцев, на год", — объясняет Николаева.

По словам Чернышова, конкурсы по выбору компаний, предоставляющих и монтирующих подъемники в жилые дома, обязаны проводить фонды капитального ремонта. Обычно в таких конкурсах участвует до 28 компаний.
При этом региональные фонды не вправе требовать продукцию конкретного завода-изготовителя, а могут только лишь указывать требования, которым должны соответствовать поставляемые лифты. Собственники жилья также не могут повлиять на выбор компании-производителя лифтов.

"Получается, что по большому счету за все отвечает управляющая компания, однако они не ведут работы самостоятельно, а нанимают подрядные организации — обслуживающие компании, качество работы многих из них оставляет желать лучшего. Новоиспеченные обслуживающие компании, выигравшие электронные торги, нередко даже не выясняют причин остановки того или иного лифта. Придут, перезапустят, и на этом все заканчивается. Заранее никакие механизмы не меняются — только когда что-то сломается", — рассуждает Николаева.

В большинстве таких подрядных компаний нет квалифицированного персонала, опытных специалистов катастрофически не хватает, из-за чего на работу часто берут совершенно неподготовленных людей, сетует Николаева. Нехватка кадров ощутима: к примеру, даже в Москве на одного электромеханика может приходиться до 150-200 лифтов, и эта цифра никак не регулируется.

В целом, опыт регулирования лифтовой деятельности в России значительно отличается от международного, причем не в лучшую сторону, резюмирует Николаева. Если во всем мире производители не просто имеют право — они обязаны осуществлять полный жизненный цикл своей продукции (они производят и затем обслуживают свои лифты), то в России существуют отдельно сотни компаний, которые монтируют лифты в домах, и еще сотни, которые потом их обслуживают.

Тем временем, как рассказала Елена Николаева, в Госдуму внесен законопроект, позволяющий отнести лифты к категории опасных производственных объектов и повысить требования их безопасности. Соответствующие поправки планируется внести в Градостроительный кодекс. Регулировать данный законопроект планируется на уровне правительства, что позволит детально прописать необходимые требования.
поиск
ВАЖНО ЗНАТЬ:

Кто должен следить за состоянием лифтов в доме?

Ответственность за состояние лифтов лежит на управляющих компаниях. Они в свою очередь заключают договор с фирмой, специализирующейся на обслуживании лифтов.

Куда обращаться, если лифт постоянно ломается или работает с перебоями?

В первую очередь следует обращаться в управляющую компанию. Если она бездействует, то в этом случае можно обратиться в Госжилинспекцию или Ростехнадзор, которые должны проверить состояние лифтов и обязать управляющую компанию устранить неполадки.

В какие сроки управляющие компании должны устранять лифтовые неполадки?

Согласно постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" сроки устранения неисправностей лифта составляют 1 сутки с момента их обнаружения или заявки жильцов. Однако если ломается лифт с находящимся внутри него человеком, то устранение неполадок осуществляется незамедлительно.

Как можно добиться замены лифтов или их комплектующих? Кто должен оплачивать замену лифта?

Читать далее >>>
Добавить в закладки
Главная тема
Бороться за качество
Алексей КорягинОбщественники хотят навести порядок на потребительском рынке.

Интервью Алексея Корягина, руководителя проекта «Знак качества», председателя Объединения потребителей России, главного редактора сетевого издания "Права потребителя"
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ
ПартнерыНАШИ ПАРТНЕРЫ
Объединение потребителей России Объединение потребителей в МосквеПроект "Знак качества"Объединение потребителей России в Контактезащита прав потребителей в Подмосковье
СРО "Московия"Народное большинство России Школа муниципального политика Профсоюз ЕВРАЗИЯАрбитражный третейский суд г.Москвы


Система Orphus