Отказ от навязанных страховок узаконен

У жителей России отныне есть возможность в течение пяти дней отказаться от навязанного банком или страховой компанией полиса и вернуть назад свои деньги. Такое право гражданам дает так называемый "период охлаждения", вступивший в силу 1 июня 2016 года.

авто, автострахование

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая с самого начала была инициатором введения новых принципов регулирования на страховом рынке, надеются, что они сведут к нулю число жалоб на навязывание страховок. Пока, как сообщил заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров, такие случаи еще есть.

"Период охлаждения" - пять дней, которые Центробанк отвел гражданам на то, чтобы передумать и расторгнуть договор со страховщиком, распространяется практически на все виды добровольного страхования, будь то покупка полиса для защиты жизни, здоровья или, к примеру, имущества, включая автомобиль.

В указании Центробанка подчеркивается, что если человек отказался от страховки в отведенный для этого пятидневный срок и при этом договор еще не успел вступить в силу, он имеет право потребовать возврата всей суммы, заплаченной за страховку.

Если же гражданин решил расторгнуть договор уже после начала действия страховки, но опять же успел сделать это в пятидневный срок, страховщик будет вправе удержать часть страховой премии, то есть некоторый процент заплаченной клиентом суммы. Разумеется, все это будет актуальным, если не произошел страховой случай.

Важно помнить, что договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления клиента. После этого страховая компания в течение 10 дней обязана вернуть деньги: наличными или на карточку.

Применительно к ОСАГО, как разъяснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), "период охлаждения" действует для договоров со сроком действия не менее 30 календарных дней, и расторгнуть договор добровольного страхования можно, если по нему не происходило страховых случаев. Если эти условия соблюдены, премия будет возвращаться в полном объеме в течение десяти дней с момента отказа автовладельца от добровольной страховки, проданной вместе с ОСАГО. Сама же возможность отказа прописывается в договорах по добровольным видам страхования, оформляемых при покупке полиса ОСАГО. Соответствующие изменения также уже внесены в Правила профессиональной деятельности союза.

Как раз в части навязывания страховок при продаже ОСАГО проблема еще существует, и жалобы от граждан периодически поступают, рассказал "Российской газете" замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Однако введение "периода охлаждения" вместе с другими законодательными изменениями в сфере ОСАГО должны, по его мнению, решить проблему. "Конечно, нам еще предстоит посмотреть, как реально будет работать новый механизм отказа от навязанных страховок, но уже одно то, что решение по введению принципиально иной формы регулирования страхового рынка было принято, можно считать настоящим прорывом. Мы его полностью приветствуем", - подчеркнул Андрей Кашеваров.

Напомним, когда инициатива о введении "периода охлаждения" только начинала обсуждаться, речь шла о сроке в 14 дней. Именно две недели предлагалось отвести гражданам на раздумье по поводу отказа от страховки. Но в итоге срок сократился до пяти дней. Как пояснили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС), на этой цифре решено было остановиться по итогам продолжительного периода обсуждения инициативы на различных площадках. Глава ВСС Игорь Юргенс подчеркивал, что такого времени будет вполне достаточно для того, чтобы определиться с решением. При этом он уточнял, что более длительный срок может создать дополнительные возможности для мошенников.

Сами граждане между тем опасаются злоупотреблений со стороны страховых компаний. На профильных форумах в Интернете, где уже идет обсуждение новых правил, многие пользователи полагают, что страховые компании будут сознательно занижать стоимость страховок, проводя основную сумму как расходы по оформлению страхового договора, чтобы в случае отказа клиента от договора выплатить ему меньшую сумму.

Российская газета
Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus