Мебель с доставкой

Соколова Ирина, Соколова Ирина
руководитель аналитического управления
Объединения потребителей России


Как показывает опыт, покупка мебели вызывает  у потребителей много проблем. На каждом этапе этого увлекательного, но хлопотного процесса приходится сталкиваться с многочисленными подводными камнями. А начинается все с заключения договора купли-продажи.


закон, суд
Гражданским кодексом РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Почему так важно внимательно изучить договор, причем еще до подписания и передачи денег продавцу? Помните: все устные обещания, которые вам дают при заключении договора, не имеют юридической силы, поэтому чем больше подробностей зафиксировано на бумаге, тем больше шансов, что вы получите именно то, о чем мечтаете.
На практике описание мебели дается в спецификации, которая считается приложением к договору. Спецификация должна быть подписана обеими сторонами и передана вам вместе с текстом договора. Для вас важно наличие еще одного документа - дизайн-проекта (эскиза).
Дизайн-проект определяет общие габаритные размеры мебели и возможность расстановки отдельных предметов мебели в определенном порядке и в конкретном помещении. Однако не следует слепо доверять дизайнерам, которые составляют проект, поэтому все, что можно, проверьте самостоятельно.
Ошибки именно этих людей часто приводят к проблемам, разрешать которые приходится долго и мучительно, причем не всегда за счет продавца - его вина не всегда очевидна. Тем не менее наличие дизайн-проекта даст вам шанс требовать устранения возникших проблем за счет фирмы, а не за ваш.
К сожалению, законодатель не установил какой-то особой формы договора купли-продажи, поэтому каждый продавец вправе предлагать для подписания его собственную редакцию. Часто в договора включаются условия, которые могут быть невыгодны или неудобны покупателю. Но потребитель в этом случае все же может считать себя защищенным.
Если договор будет содержать условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, то Закон "О защите прав потребителей" позволяет считать такие положения недействительными. К примеру, продавец установил в договоре, что размер неустойки за нарушение срока доставки мебели составляет 0,01 процента от стоимости товара за каждый день просрочки и не может превышать 5 процентов. Но в Законе "О защите прав потребителей" установлена иная неустойка - 0,5 процента от суммы предоплаты за каждый день просрочки. Какую неустойку покупатель вправе требовать? Ответ очевиден - неустойку, установленную законом!
Ответственность покупателя
Если шкаф не входит в дверь
Обычно при покупке мебели и других крупногабаритных предметов продавец требует внести предоплату до того, как товар вам доставят на дом.

Правомерно ли это, спрашивают читатели. И что делать, если деньги уплачены, а шкаф, например, не входит в квартиру?
Мы уже говорили, что Гражданский кодекс установил "свободу договора", поэтому продавец вправе предлагать вам любые условия. Возможность получать предоплату за товар установлена законодательно. Размер предоплаты продавец определяет сам.

Но законодательно возлагаются определенные обязанности не только на продавца, но и на потребителя. Допустим, вам привезли товар (пусть это будет холодильник), а в дверь он не проходит. Кто в этом виноват? А виноват будет потребитель! Именно он обязан взвесить все возможные риски покупки: холодильник невозможно внести в квартиру, так как он по размеру больше, чем дверной проем; стиральная машина по габаритам не входит в ванную; жене не понравился цвет или дизайн СВЧ-печи; мебельный гарнитур невозможно разместить в квартире, так как это не позволяют его габариты, например из-за высоты потолков. Продолжать можно и дальше.
Если товар не подходит вам по габаритам, расцветке и т.п., то считать его некачественным нельзя. Подобный товар невозможно вернуть в магазин - закон не дает вам такого права. В этом случае остается надеяться на добрую волю продавца, который может пойти вам навстречу, вернув деньги или предложив замену.
Что должно быть в договоре
Желательно, чтобы договор был заключен в письменном виде. В нем должны быть отражены все существенные для вас условия:
- сроки, в которые мебель окажется у вас дома;
- порядок оплаты (100 процентов или предоплата), сроки внесения денежных средств;
- сведения о том, кто производил замеры помещения (замерщик или вы);
- место передачи (ваш дом или склад фирмы);
- условия о доставке (до подъезда или до квартиры);
- условия о монтаже и сборке;
- ответственность фирмы за нарушение условий договора;
- подробное описание мебели;
- гарантийные обязательства;
- другие условия, особо важные для вас.
Описание мебели должно включать в себя:
- точное количество и обозначение (артикулы) всех составных частей приобретаемой мебели;
- размеры всех составных частей (желательно);
- материал, из которого будут изготовлены различные части мебели, цвет, иные отличительные признаки;
- перечень бытовой техники: наименование, производитель, марка, модель и т.п., информация о том, кто ее подключает (особо важно для сложной бытовой техники, используемой на кухне).
О сроках передачи мебели потребителю
В соответствии со ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.  Если этот срок нарушен, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор и обращайтесь в суд.

Так, например, в Управление Роспотребнадзора по Костромской области только с начала 2016 года уже поступило 39 обращений граждан на «горячую линию» и 14 письменных заявлений о нарушении сроков передачи оплаченной мебели, о ее ненадлежащем качестве и иных нарушениях прав потребителей индивидуальным предпринимателем Горшковым Е.А. в сети салонов «Много мебели», сообщает портал events44.ru.
Я жду, а мебели все нет. Что делать?
В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения  требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Для разрешения конфликта в досудебном порядке нужно обращаться к продавцу (по месту заключения договора)  с письменной претензией. В случае отказа в приеме претензии, вручить со свидетелем либо направить почтой.
Кто поможет потребителю
Если продавец не реагирует на вашу претензию - обращайтесь в суд. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона потребители имеют право обратиться в суд по своему месту жительства (пребывания) либо по месту жительства индивидуального предпринимателя, либо по месту заключения или исполнения договора.В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Дополнительно разъясняем, что региональное управление Роспотребнадзора может быть привлечено судом к участию в деле или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. А в  отдельных случаях, когда потребитель в силу каких-то весомых причин не в состоянии самостоятельно подать в суд, с исковым заявлением в защиту прав потребителя вправе обратиться управление.
Так в апреле текущего года мировым судом вынесено решение по иску Управления Роспотребнадзора по Костромской области к индивидуальному предпринимателю Горшкову Е.А. в защиту прав гражданки П. Предприниматель заменил потребителю некачественный товар на другой надлежащего качества, но меньшей стоимости. При этом разницу в стоимости товаров в добровольном порядке не выплатил.  Суд решил взыскать с предпринимателя разницу в стоимости товаров в размере 8000 руб., компенсацию морального вреда в размере 4000 руб. и штраф в пользу потребителя в размере 6000 руб. В настоящее время решение суда вступило в законную силу.


Добавить в закладки
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ

Объединение потребителей России Объединение потребителей в Москвезащита прав потребителей в Подмосковье Объединение потребителей России в социальной сети Фейсбук
Проект "Знак качества"Народное большинство России Школа муниципального политика Страница Объединения потребителей России в социальной сети Фейсбук



Система Orphus