О реформе ОСАГО: подробно и с примерами


Сколько будут стоить полисы после реформы, как страховщики обезопасили себя от претензий дотошных клиентов и в чем выгода владельцев старых автомобилей? Госдума оперативно приняла-таки во втором чтении поправки к закону об ОСАГО. Обо всех новациях, вступающих в силу с 1 октября этого года, стоит рассказать подробно.
автострахование

Первое и самое главное - увеличение лимита выплат за вред имуществу со 120 до 400 тысяч рублей.

Первое и самое главное - увеличение лимита выплат за вред имуществу со 120 до 400 тысяч рублей. Нововведение это - во всех отношениях положительное. 120 тысяч по сегодняшним расценкам на кузовной ремонт - это очень мало. Любая более-менее серьезная авария сегодня, если только участники не застрахованы по каско, не обходится без судебного разбирательства. Лимита по ОСАГО откровенно не хватает, и пострадавшим сторонам приходится месяцами ждать возмещения ущерба.

Знаю по опыту своих знакомых: выбивание денег из виновников ДТП - задачка не из легких, особенно если этот самый виновник был за рулем служебного транспорта какой-нибудь крупной компании. Например, женщина, чудом оставшаяся без травм после того, как в нее сзади въехал грузовик одной всемирно известной логистической фирмы с названием из трех букв, судится уже два года. Юридическая служба у компании мощная, опыт разборов большой, поэтому несмотря на 100-процентную виновность водителя грузовика, они отпираются до последнего. Был бы лимит по ОСАГО побольше, проблем бы не было.

Забегая вперед, скажу, что с 1 апреля 2015 года вырастет лимит выплат за ущерб здоровью пострадавших - со 160 до 500 тысяч рублей. Эта норма тоже содержится в списке поправок, и мне она также кажется весьма полезной. Лечение травм после ДТП - дело дорогое, и ни в одной европейской стране нет таких низких страховых лимитов, как в России. В целом ряде государств (например, в Великобритании, Франции и Финляндии) лимитов вообще нет - страховщики обязаны оплачивать лечение пострадавших в полном объеме, каким бы серьезным оно ни было.

Вырастет лимит выплат за ущерб здоровью пострадавших - со 160 до 500 тысяч рублей.

Еще один лимит, который повысится с 1 октября, касается так называемого «Европротокола» - системы упрощенного оформления ДТП без привлечения инспекторов ГИБДД. Ее разрешается применять, если между участниками аварии нет разногласий по поводу того, кто виновник, пострадавших в происшествии нет, а размер ущерба не превышает 25 тысяч рублей.

Именно эту сумму законодатели постановили увеличить вдвое, а отдельно в Москве с областью и Петербурге с областью сумма вырастет сразу до внушительных 400 тысяч рублей. Вот только популярности «Европротоколу» эти нововведения явно добавят немного. Более того, я никому в здравом уме не посоветую пользоваться такой схемой.

Почему? Чтобы не давать страховой компании лишнего повода отказать в выплате. Надо сказать, что отказов по «упрощенным» авариям много, и большинство из них связаны с тем, что некорректно были оформлены документы. Помните: если вы решили сэкономить время и не вызывать ГИБДД, страховщик под лупой изучит все ваши бумаги и зацепится за любую возможность не платить.

По новым правилам, к извещению о ДТП в рамках «Европротокола» нужно прикладывать фото- и видеоматериалы, а также координаты аварии по GPS или ГЛОНАСС. Это значит, что у ушлых менеджеров появится с десяток дополнительных отговорок, чтобы не выполнять свои обязательства. Недостаточно четкие или слишком темные снимки, чрезмерно дерганое видео, погрешность прибора в определении позиции по спутнику… Все это обернется оружием против клиента. Россия - не Европа, и здесь страховщикам начхать на собственную репутацию. Так что при малейшей аварии нужно вызывать наряд ДПС, если вам дороги ваши деньги.

Еще один лимит, который повысится с 1 октября, касается так называемого «Европротокола» - системы упрощенного оформления ДТП без привлечения инспекторов ГИБДД.

Помимо новых максимальных лимитов в ОСАГО появится и новый минимальный лимит - по износу деталей автомобиля. По нынешним нормативам, 20-летний автомобиль считается изношенным в среднем на предельно возможные 80%. То есть владельцу машины середины 90-х рассчитывать на какие-то компенсации, даже если он невиновен, по факту не приходится. Выплатят копейки, на которые не купишь деталей даже с разборки.

С 1 октября минимальный износ составит 50%, что уже не так плохо, как раньше. Честно говоря, я даже не ждал от депутатов внимания к проблемам владельцев возрастных автомобилей, потому как тренд последних пяти лет - это пытаться пересадить всех во что бы то ни стало на новые авто отечественного производства. Задача с точки зрения экономики логичная, оттого и удивительной выглядит поправка. Выходит, что ездить на «старушках» станет чуть более выгодно, чем раньше.

Но страховщики в накладе точно не останутся. Задачу минимизации расходов никто не отменял, поэтому одна из важнейших поправок пакета - запрет на судебное обжалование решений по выплатам до того, как страховая рассмотрит досудебную претензию.

Фактически страховой бизнес просто немного усложнил жизнь тем, кто не желает мириться с занижением выплат и затягиванием сроков. Максимальный срок рассмотрения досудебной претензии составляет 30 дней, и сюда нужно приплюсовать время на составление бумаг и их доставку.

Подобная процедура - это, конечно же, чистая формальность и возможность потянуть время, чтобы измотать нервы клиенту. Раньше можно было не ждать, пока страховая компания в письменном виде и аргументированно откажется пересматривать размер и срок выплат, и сразу обращаться в суд. Теперь - извольте потерпеть (хотя и 25 дней вместо 30 - предельный срок сократили в рамках поправок). Для тех, кому недоплатили большую сумму, лишний месяц погоды не сделает, а вот проходить эти круги ада ради 5-6 тысяч желающих найдется немного. На то, собственно, и расчет: обманув каждого обратившегося клиента на скромную сумму, «на круг» можно выиграть миллионы.

Размер базового тарифа с 1 октября увеличится на 24,23%. Сегодня он составляет 1 980 рублей.

Ну и напоследок - о деньгах. Размер базового тарифа с 1 октября увеличится на 24,23%. Базовый тариф, напомню, сегодня составляет 1 980 рублей. Все остальное в стоимости полиса - это всевозможные коэффициенты: за мощность, за регистрацию в определенном регионе, за возраст и стаж…

Поэтому говорить, как многие мои коллеги, об увеличении стоимости ОСАГО на четверь, некорректно. Лично у меня, как у жителя Петербурга 27 лет от роду, получившего права в 2005-м и обладателя автомобиля мощностью 98 л.с., цена полиса составляет 3 920 рублей.

После реформы базовый тариф составит 2 475 рублей, а моя страховка будет стоить 4 900. То есть переплата составит чуть меньше тысячи рублей. Если честно, то за повышение лимитов я готов заплатить эту скромную сумму. Хотя по-прежнему считаю, что бизнес по продаже полисов ОСАГО был и остается высокоприбыльным и совсем не честным.



  Добавить в закладки
Главная тема
Бороться за качество
Алексей КорягинОбщественники хотят навести порядок на потребительском рынке.

Интервью Алексея Корягина, руководителя проекта «Знак качества», председателя Объединения потребителей России, главного редактора сетевого издания "Права потребителя"
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ
ПартнерыНАШИ ПАРТНЕРЫ
Объединение потребителей России Объединение потребителей в МосквеПроект "Знак качества"Объединение потребителей России в Контактезащита прав потребителей в Подмосковье
СРО "Московия"Народное большинство России Школа муниципального политика Профсоюз ЕВРАЗИЯАрбитражный третейский суд г.Москвы


Система Orphus