Автодилеры просят Минпромторг защитить их от закона

16.04.2014
Российские автодилеры попросили правительство внести в закон «О защите прав потребителей» понятия амортизации и существенных недостатков, а также исключить огромные штрафы в пользу государства. Лазейки в законодательстве позволили создать целую отрасль, специализирующуюся на судебных тяжбах с дистрибуторами, и вынуждают их полностью возмещать покупателям стоимость неисправных автомобилей без учета амортизации.
автострахованииеГазета.ру сообщает, что ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направило в Минпромторг РФ письмо с требованием внести ряд принципиальных изменений в действующий закон «О защите прав потребителей» (ОЗПП).

Дилерам не нравится, что существующее законодательство обязывает их заменять проданный автомобиль на новый в случае выявления покупателем ряда недостатков в течение трех лет со дня приобретения машины и платить огромный штраф в пользу государства.

Лазейки в законе позволили многочисленным юридическим конторам создать целый бизнес на судах с дистрибуторами, что обернулось колоссальными финансовыми потерями для дилеров в это и без того экономически нестабильное время.

Как рассказал «Газете.Ru» президент РОАД Андрей Петренко, абсурдность ряда норм закона «О защите прав потребителей» заключается в том, что даже в случае, если автомобиль признан некачественным, его владельцу должна быть возмещена его полная стоимость.

Согласно действующему законодательству, покупатель имеет право обменять свой автомобиль на новый без учета амортизации в течение трех лет в случае, если при его эксплуатации выявлены некие существенные недостатки либо одна и та же поломка случалась за это время не менее трех раз.

Этот факт должен быть зафиксирован на автосервисе.

Как правило, вопросы о возмещении ущерба в таком случае решаются в судебном порядке, и первыми под удар попадают именно автодилеры. Теоретически в суд можно подать и на самого автопроизводителя, однако в подавляющем большинстве случаев покупателям гораздо удобнее подать иск против конкретного юридического лица, у которого был куплен автомобиль, нежели на далекую иностранную компанию.

Сами дистрибуторы и производители вовсе не отрицают своей ответственности за поставку некачественной продукции. Дело в другом – при возмещении ущерба клиент получает полностью новый автомобиль, без учета амортизации.

При этом каждый год четырехколесное транспортное средство, по оценке Петренко, теряет в цене 15–20%. Помимо этих затрат дилеру приходится уплачивать штраф в размере 50% от стоимости компенсации на счет государства.

Также дилеров беспокоит существующее в законе ОЗПП понятие «существенный недостаток». Несмотря на то что оно фигурирует в пресловутом законе, четкого определения у него нет – таким образом, под него вполне подойдет и постоянно ржавеющая дверь, и поломка двигателя, и проблемы с подвеской.

«Понятие «существенный недостаток» не конкретизируется, — объясняет Петренко. — В законе фиксируется только количество обращений в автосервис. При этом дилер продает только то, что получает от производителя, мы не можем предсказать, когда и какие существенные недостатки могут у него проявиться. Это может случиться через год или два, ведь автомобиль — это технически сложный продукт. Если раньше у вас были циферблаты со стрелочками, то теперь есть жидкокристаллическая панель».

Как признают в РОАД, в последнее время злоупотребление пресловутым законом заметно возросло. Причем существуют целые регионы, где сконцентрировано огромное количество юридических контор, специализирующихся на судах с дилерами. Эти точки на карте зачастую совпадают с теми субъектами Российской Федерации, где инициируются дела по ОСАГО и различным «подставам», — это Краснодарский край, Ростовская область, ряд соседних регионов.

Главным образом мошенники специализируются на автомобилях дорогих премиальных марок, чтобы получить как можно большую выгоду, в частности на BMW и Mercedes-Benz. Примечательно, что последнее время фиксируется огромное количество обращений по моделям Honda. Но и более «народные» марки также не остаются без внимания.

«Возьмем конкретный случай – клиент покупает автомобиль Range Rover стоимостью 4 млн руб., — рассказывает Петренко. — После чего он обращается в специальные адвокатские бюро, которые специализируются именно на судебных разбирательствах с дилерами. Автолюбителя инструктируют, учат собирать необходимые бумаги и заключения, и через три года он обращается в суд. Суд, основываясь на законе ОЗПП, обязывает дилера заменить существующий автомобиль на новый. В то время как за три года автомобиль мог потерять уже около 50% от стоимости».

В своем письме Минпромторгу члены РОАД предлагают ввести в закон ОЗПП понятие амортизации, дать определение существенным и несущественным дефектам, а также исключить пункт по оплате 50-процентного штрафа в пользу государства.

«Если сравнить наши законы и те, которые существуют в Европе, то они схожи, однако в мировой практике нет такого прецедента, когда не учитывается амортизация, износ продукции.

Введение этого понятия сразу же поставит барьер между недобросовестными покупателями с их партнерами — юридическими конторами и дилерами. Сейчас же дистрибуторам приходится содержать огромный штат юристов, которые постоянно находятся в судах, что является колоссальной финансовой нагрузкой», — отмечается в письме.

Позицию членов РОАД активно поддерживает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

«Этот устаревший закон — болезненный вопрос, мы уже обратились в Роспотребнадзор и ФАС с данной проблемой, — заявил «Газете.Ru» глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Закон предоставляет очень широкие права потребителям, чем нарушает баланс отношений с производителем, импортером и продавцом. Количество исков потребителей к продавцам значительно увеличилось, и мы отмечаем рост злоупотреблений.

Закон полезен не нормальным людям: кто будет судиться долгое время, ведь судебные разбирательства длятся минимум полгода.

Дело в том, что образовалась целая высокодоходная отрасль, которая специализируются на ведении таких дел. Мы будем добиваться, в частности, введения четкого определения в законе понятия существенного недостатка товара: ведь сложилась ситуация, когда существенным недостатком признается совокупность двух несущественных».

Исполнительный директор компании Business car Илья Пименов в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» назвал действующие законодательные нормы «дурацкими».

«Представьте, я езжу три года на машине, потом у меня что-то сломалось или я что-то специально там подстроил, — говорит Пименов. — И с помощью неких связей в судейских кругах мне помогут выиграть дело и заменить автомобиль на новый, вернут деньги. А то, что машина ездила три года по нашим дорогам, никого не волнует. Я согласен, что, если товар некачественный, его надо менять или чинить, но амортизацию необходимо учитывать!

Это ведь не телевизор, который стоит на тумбочке, а сложное технической устройство, работающее в очень жестких условиях. Он ездит по грязи, соли в сложных температурных условиях и, как любое техническое изделие, имеет свойство ломаться. А наш закон доводит ситуацию до абсурда.

И есть целые компании в Ростове, в Краснодаре, которые специализируются на подобных делах. Мы выстроили мощную систему, чтобы ограничивать такие ситуации, но на это работает целый департамент, что стоит денег — экспертизы, выезды, суды. Если изделие на самом деле с дефектом, мы всегда идем покупателям навстречу, но не в случае подобных наездов».

Как сообщили «Газете.Ru» в РОАД, ответ из Минпромторга они пока не получили.
Добавить в закладки
Главная тема
Бороться за качество
Алексей КорягинОбщественники хотят навести порядок на потребительском рынке.

Интервью Алексея Корягина, руководителя проекта «Знак качества», председателя Объединения потребителей России, главного редактора сетевого издания "Права потребителя"
Нашли ошибку?
поиск

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter

simvol_58.jpgПОПУЛЯРНОЕ
ПартнерыНАШИ ПАРТНЕРЫ
Объединение потребителей России Объединение потребителей в МосквеПроект "Знак качества"Объединение потребителей России в Контактезащита прав потребителей в Подмосковье
СРО "Московия"Народное большинство России Школа муниципального политика Профсоюз ЕВРАЗИЯАрбитражный третейский суд г.Москвы


Система Orphus